Нерадивая мать из Украины ставит под угрозу будущее дочерей

Чужие на родной земле

История родных сестер — 17–летней Анастасии Бурдейко и 16–летней Юлии Зеленко — уникальна и на первый взгляд кажется неправдоподобной. Родились девочки в деревне под Клецком Минской области, никогда не пересекали границу родной Беларуси, а Украину видели разве что на карте. И вдруг в стенах приюта, куда злодейка–судьба забрасывала сестренок уже не раз, им выдают... украинские паспорта! Обе сначала растерялись, потом расплакались... «Как так: всю жизнь белоруски, и вдруг — иностранки?» С того дня их пребывание на родной земле считается временным. Однажды даже ставился вопрос об их перемещении в страну гражданства! Но кто их ждет в Украине? Пьяница–мать, гражданка Украины. И «ждет» — слишком громко сказано о женщине, которая уже 5 лет является источником всех бед собственных дочерей. «Если ситуацию срочно не изменить, перспективы у девочек, увы, незавидные...» — уверены законные представители несовершеннолетних, которые написали в «СБ» с просьбой вмешаться.


— И куда я только не обращалась! — рассказывает приемная мама девочек Людмила Ленковец. — Везде говорят: «Поможем», но сдвигов никаких. Неужели судьба юных белорусочек никого, кроме приемной семьи, по–настоящему не волнует? Ведь их старшая сестра Катя уже пострадала...


По словам Людмилы Владимировны, по окончании 11–го класса Катя еще полгода вынуждена была томиться в приюте из–за внезапно обрушившегося на нее украинского гражданства: «Ведь с иностранным паспортом ни о каком бесплатном образовании после школы говорить не приходится! И в отделе образования этого не отрицали...» Чтобы хоть куда–то пристроить юную иностранку, специалистам отдела образования Клецкого райисполкома пришлось долго искать предприятие, которое согласилось предоставить вчерашней школьнице работу, общежитие и позаботилось о специальном разрешении. И вот за 700 тысяч рублей в месяц Катя стала штамповать какие–то детали на Клецком механическом заводе, рассказывает приемная мама:

— Плюс 300 тысяч рублей доплачивали ученических, так как обучалась ремеслу она прямо в цеху. Из этих денег 200 тысяч уходило на оплату общежития, где, кроме кровати, стола и стула, ничего не имелось — ни ложки, ни чашки... Всем необходимым обеспечили мы с мужем и сотрудницы приюта. Оставалось девчушке на еду и одежду лишь 800 тысяч!

Неудивительно, что хорошо успевавшая в учебе Катя махнула рукой на профессиональные амбиции и поспешила создать собственную семью — уже в марте станет мамой. А в ближайшие дни распишется с отцом будущего ребенка, что будет веским основанием для получения белорусского гражданства. А Насте и Юле, которые об Украине и слышать не хотят, светит какой сценарий?

Обеих сестер школьные педагоги тоже очень хвалят. Кстати, Настя мечтает стать врачом и серьезно готовится к поступлению в Слуцкий медицинский колледж. Юля видит себя проводником на железной дороге. Не нарадуются на ласковых да старательных дочек и приемные родители. И, видя, как малоэффективны усилия местных и даже областных властей в решении столь нестандартной ситуации, решили сами через интернет разыскать маму девочек. На номер Елены Бурдейко, который дали родственники, после Нового года решилась позвонить Настя.

— Я очень просила маму, чтобы она от нас с Юлей отказалась. Умоляла ее... Объясняла, что у нас уже есть другая, очень хорошая мама, которую мы любим и которая любит нас и заботится. Рассказала, что из–за украинских паспортов мы с Юлей никуда не сможем поступить. Я так ее просила... А она сказала «нет!» и бросила трубку, — вспоминает Настя, едва сдерживая слезы.
Людмила Владимировна тут же несколько раз снова набрала украинский номер. Но Елена уже не отвечала. И с тех пор не перезвонила.

До этого дня голос так называемой родной мамы сестры слышали года полтора назад — тогда в Украину дозвонились сотрудницы приюта, где находились девочки. Взяв трубку, обе тут же поняли, что мама пьяна, и наотрез отказались разговаривать. «А как еще поступать с предательницей?» — рассуждает Настя. Ведь с тех пор, как в 2006 году повесился отец девочек (тогда они только пошли в школу. — Прим. авт.), трезвой свою маму они почти не помнят. Породнившись с бутылкой, Елена Бурдейко просто забыла про маленьких дочерей. Периодически ответственность за малолетних Катю, Настю и Юлю она перекладывала на свою мать, с которой жила вместе в доме ее сожителя. Но бабушка тоже дружила с зеленым змием! Поэтому частенько девочки только и наблюдали, как взрослые с утра «заливают глаза», а потом скандалят. Тогда местные жители часто видели сестер неопрятными, заплаканными, уставшими...

В отделе образования Клецкого райисполкома объясняют, что иностранное подданство нерадивой мамаши существенно ограничивало в действиях сотрудников: «Все, что мы могли, — это признать детей Бурдейко находящимися в социально опасном положении. Так и сделали. Изо всех сил старались мать образумить. Позднее даже нашли дом в другой деревне для Елены с дочерьми, подальше от бабушки с сожителем и их шумных компаний, куда поселили семью бесплатно. И с работой помогали. Но, как видим, это были пустые хлопоты... Лишить родительских прав гражданку Украины может только украинский суд!» А раз так, то даже внезапно объявившейся через год после депортации законной мамаше, после наведения ею элементарно порядка в доме, детей пришлось вернуть. Как результат — сестры снова оказались в приюте... И снова — уже почти 2 года — родной матери они не нужны. Воспитывать и содержать своих детей Елена Бурдейко явно не желает. Но официально отказаться от дочерей не хочет, констатируют тупиковую ситуацию в отделе образования.

— Многочисленные документы и запросы в Украину, ни на один из которых там до сих пор никак не отреагировали, касались сначала наших намерений переместить девочек в страну гражданства, а позже — вопросов установления опеки и просьб к украинской стороне лишить Елену Бурдейко родительских прав, — рассказывает главный специалист отдела образования Клецкого райисполкома Инна Кулеш. — Ведь получение статуса сирот обеспечило бы сестрам обретение всех социальных гарантий, в том числе беспрепятственное решение вопросов образования, жилья и трудоустройства вследствие приобретения ими белорусского гражданства в соответствии с положением статьи 15 Закона «О гражданстве Республики Беларусь».
А в 2014 году, говорит Инна Иосифовна, Елена Бурдейко просто–таки обвела всех вокруг пальца:

— Вернувшись в Беларусь после депортации, пообещала нам, что будет просить разрешения на постоянное проживание в нашей стране для себя и дочерей. Но для этого требуется справка от правоохранительных органов Украины об отсутствии у данной гражданки судимости. Мы объясняли Елене Ивановне, что документ можно запросить через посольство, но она категорически заявила, что съездит за ним сама. И не вернулась! Потом по телефону сказала, что якобы нет денег на дорогу в Беларусь. Ну родственники и выслали ей миллион рублей. С тех пор ни миллиона, ни Елены Ивановны. Ясно только, что в Украину Настю и Юлю отправлять никак нельзя!

КОММЕНТАРИЙ

Начальник отделения по гражданству и миграции Клецкого РОВД Анатолий Новаковский:

— Тот факт, что несовершеннолетние сестры Анастасия Бурдейко и Юлия Зеленко являются гражданками Украины, не должен вызывать никаких сомнений, как и правомерность выдачи им украинских паспортов. Да, родились и жили девочки в Беларуси. Но приобретение гражданства Республики Беларусь по рождению обуславливается тем, что хотя бы один из родителей ребенка должен являться гражданином нашей страны. Мать девочек, Бурдейко Елена Ивановна, никогда не состояла в браке с гражданином Виктором Зеленко. Более того, официально он является отцом только Юлии. А вот отец Анастасии был записан со слов матери. Но в 2006 году Виктор Зеленко умер. Поэтому принимать в расчет его белорусское гражданство в процессе паспортизации дочери не представлялось возможным. Также не имелось никаких препятствий при оформлении украинских паспортов для несовершеннолетних Анастасии и Юлии со стороны посольства Украины.

Буква закона


Корреспондент «СБ» провела собственное юридическое расследование, и выяснилось, никаких препятствий для успешного будущего у сестер Анастасии Бурдейко и Юлии Зеленко сегодня нет. 17 ноября 2014 года Клецкий райисполком принял важное решение: придал несовершеннолетним гражданкам Украины статус детей, оставшихся без попечения родителей, и одновременно передал на воспитание в приемную белорусскую семью. С этого момента, независимо от гражданства сестер Бурдейко–Зеленко, на них распространились права на получение всех гарантий по социальной защите, предусмотренных Законом «О гарантиях по социальной защите детей–сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Этот документ не устанавливает каких–либо ограничений, связанных с гражданской принадлежностью ребенка. Проще говоря, ничто не мешает ни Насте, ни Юле получить бесплатное образование в Беларуси. Находясь под опекой нашего государства, они могут рассчитывать на его полную поддержку и защиту. Вопрос приобретения ими белорусского гражданства будет последовательно решен, если украинский суд лишит Елену Бурдейко родительских прав. Кроме того, по достижении совершеннолетия каждая из сестер сможет самостоятельно обратиться с соответствующим заявлением о приеме в белорусское гражданство, воспользовавшись положениями статьи 14 Закона «О гражданстве Республики Беларусь».

eversman@sb.by

Советская Белоруссия № 31 (24913). Четверг, 18 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter