О библейской культуре в Беларуси

Чужие деньги

В нашей стране очень низкая библейская культура. Это, к сожалению, правда. Писание мы не читаем.
Как-то приезжал мой друг из Америки, где он живет давно и счастливо. Перебрался с семьей на заре перестройки и там же, на чужбине, обрел веру и уже достаточно взрослым человеком окончил семинарию. Не православную, правда, протестантскую, но речь не о том. Он цельный и верующий человек, глубоко порядочный и воспитанный. Поет на клиросе, читает лекции, помогает людям. Я его спрашиваю: “Как ты без гроша в кармане смог поступить в семинарию и получить степень? В чужой стране! В Америке!..”

Все очень просто. Мой друг просто подходил к людям, замечу — к незнакомым людям, объяснял им свою ситуацию и просил оплатить не все, а некоторую часть, показывая, что он сам над этим работает и некоторую сумму уже нашел.

Он мне сказал: “Америка — христианская страна, страна, пропитанная библейской культурой, что бы о ней ни говорили, и каждый американец с детства воспитывается в сознании того, что десятая часть его средств — это чужие деньги, это деньги, которые ему не принадлежат, их следует отдать или на благотворительность, или на церковные нужды, по крайней мере их нельзя тратить на себя, это — не твое”.

В нашей стране очень низкая библейская культура. Это правда. К сожалению, правда. Писание мы не читаем.

В лучшем случае вычитываем. А Писание говорит, что вера Христова не просто мое частное дело, что я прихожу в церковь не только решать свои личные проблемы, удовлетворять религиозные потребности. Прививаясь Христу, врастая в Церковь, я вливаюсь в церковную общину. Принимая Чашу Евхаристии, я приобщаюсь Тела Христова, Его Кровь начинает течь в моих жилах, оживлять меня, наполнять подлинной Жизнью. Но я приобщаюсь также и тем, кто вместе со мной подходит к Чаше.

В этой Чаше жизнь Христова, моя жизнь и жизнь всех, кто стоит рядом со мной у Чаши, сливаются вместе. Это плавильный котел, тигель, в котором преодолеваются раздробленность, отчуждение, в котором торжествуют любовь и единство, жизни разных людей начинают пронизывать друг друга, жизнь брата и сестры во Христе проживается мною, жительствует во мне, а я в них, и все мы живем одной Жизнью Христовой. Это опыт таинственный и мистический. Но его нет и быть не может, он превращается в фальшь и обольщение, если осязаемо и жертвенно моя жизнь не пересекается с жизнью моих братьев — сопричастников.

Десятина — это некий образ, символ того, что я не могу жить только собой и только для себя. Десятая часть моих средств — чужие деньги, и если я трачу их на себя, я — ворую, я — вор, грабитель, я отнимаю чужое, и сколько этого я отнял за свою жизнь! Десятая часть моих талантов и способностей — не мое, и один из моментов моего самовоспитания и духовной жизни — научиться дарить, отдавать, одаривать — красиво и рассудительно.

Жертва, благотворительная деятельность — это не просто единичный импульс, красивый и романтичный случай моей жизни. Это духовный труд, который требует воспитания и дисциплины, но рождается он от того вида ответственности, который ощущается кожей, который проникает “до разделения суставов и мозгов”.

И в этом смысле каждый христианин может и должен быть спонсором: трудиться и жертвовать не просто деньгами, но временем, силами, талантами, потому что это — благородно, это — красиво, это делает нас по-настоящему крестными отцами и матерями для всех тех, кто обделен любовью, теплом и нежностью.

Архимандрит Савва Мажуко
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter