Чужие деньги портят людей

Славянская традиция одалживать на все — булку хлеба и покупку последней модели «Мерседеса» — вряд ли когда–то исчезнет...

Славянская традиция одалживать на все — булку хлеба и покупку последней модели «Мерседеса» — вряд ли когда–то исчезнет. И даже банки с их предложениями о кредитах здесь не конкуренты. Но как быть? Ведь берешь чужие, а отдаешь свои. А может, забудет? Не вспомнит? Простит? История стара как мир: сначала вас слезно просят «выручи, будь человеком!», потом обходят за три версты, еще спустя время забывают, как звали. Стоило ли в принципе давать в долг? А если дали, то как корректно составить расписку? Как подстраховаться, чтобы не потерять свои сбережения?


Хотели как лучше


Два показательных случая из практики старшего судебного исполнителя суда Минского района Екатерины Бубич. «Вот подробности недавнего судебного разбирательства. Один приятель одолжил другому — по одной расписке 29 тысяч долларов, по второй — 7,5. План был грандиозный: построить на эти средства конюшню для разведения породистых лошадей на продажу, — листает страницы дела юрист. — Бизнес должен был принести немалую прибыль, на что и рассчитывали обе стороны. Заемщик обещал хорошие проценты с будущего дохода, а взятое обязался вернуть через три месяца. Но, видимо, звезды сошлись не так...


Один потребовал: отдавай, ведь сколько времени прошло! Второму отдавать было нечего. Спустя еще некоторое время переговоры уже шли в суде. А там выяснилось: должник нигде не работает! Описанное имущество — телевизор, диван, микроволновка — тянет не больше чем на 3 миллиона рублей (правда, есть еще у неудачливого бизнесмена лошадь, но чтобы доказать, что она породистая и что–то стоит, потребуется немало времени). Прописан в частном доме, но по закону единственное жилое помещение, даже если это тысяча квадратных метров, не обращается к взысканию, проще говоря, и при большом долге не продается. Скорее, доброму приятелю придется свыкнуться с мыслью, что одолженного не вернуть. Но тут дилетант–заводчик хотя бы признал: деньги одалживал, только вернуть их не могу.


А вот Сергей Н. из небольшого поселка под Минском после того как написал расписку другу, долго просил: «Подожди — отдам 15 тысяч в валюте еще через три месяца». Прошло более полугода, и друг услышал: «А я у тебя никаких денег не брал!» В суде должник рапортовал уверенно: «Это были средства на развитие общего бизнеса. Расписка — это фальшивка». Пришлось ждать результата почерковедческой экспертизы. Оказалось: убегающий вверх, крупный размашистый почерк принадлежит ответчику. Вот так дружба прежних товарищей разбилась вдребезги, а дела пошли врозь.


«И как люди составляют расписки без всяких для себя гарантий и подробного оговаривания условий? — удивляется председатель суда Минского района Александр Хованский. — Ведь сколько людей берут в долг, не собираясь отдавать в принципе. Или такие намерения были сначала, а после человек понял: вернуть не получится, и чтобы ничего не платить, развивает бурную деятельность — начинает переоформлять имущество на родственников, разводится с супругой, дабы не иметь общей собственности, на которую можно наложить арест». Вот и оказывается после запросов в ГАИ (о наличии автомобиля), Минское городское (областное) агентство по госрегистрации и земельному кадастру (о недвижимости, находящейся в собственности), банки (о счетах) — человек гол как сокол. Остается только составить акт о невозможности взыскания. А исполнительный лист о возмещении долгов вернуть потерпевшей стороне. Впрочем, в течение трех лет она может снова обратиться с ним в суд. И если у должника появился доход, то ежемесячно с него будут высчитывать 20 процентов в счет погашения долга. Получается, ждать придется месяцы и годы.


А «игра в прятки»? Отключение телефона? Переезды в другой город или страну? Это уже о профессиональных мошенниках, которые берут в долг сразу у нескольких доверчивых, заведомо не собираясь платить по счетам.


Получи и распишись


Вы одолжили кому–то, а теперь проклинаете свою щедрость и сочувствие к тому, кто плакался в жилетку? Финансисты и прочие «денежные люди» говорят: давать в долг — все равно что инвестировать в рисковое предприятие. Посему одалживать более чем 10 процентов от свободной суммы глупо. Теперь будьте готовы, что деньги пустили в свободное плавание и они к вам никогда не вернутся. Да, видимо, неразумно отдавать последнее. Но и это не железное правило. В конце концов, жизнь непредсказуема. Если лучший друг разбил машину или коллеге срочно нужны деньги на операцию ребенку, как не выручить?


Юристы советуют: давая деньги «не просто так», а под залог, вы страхуете себя и собственные риски. Ничего обидного нет в том, чтобы предложить должнику подтвердить свою платежеспособность в случае непредвиденной жизненной коллизии. А еще поинтересуйтесь, на какие источники поступлений он рассчитывает. Ведь хороший человек — не профессия. Есть ли у него постоянный доход или он привык менять работу через два–три месяца? Потому как если дело дошло до суда, то придется: первое — тратиться на адвоката, второе — платить 5 процентов госпошлины от суммы, которую хотите взыскать у товарища с неважной памятью или дырявым карманом.


Разобраться в том, как верно составить расписку, помогла заведующая Минской областной юридической консультацией № 3 адвокат Ирина Ходосевич. Этот документ не требует нотариального заверения и форму имеет произвольную. Заемщику желательно писать ее от руки. В расписке должны быть указаны:


Ф.И.О., паспортные данные и место жительства должника, те же сведения о «противоположной стороне»;


обстоятельства: что сумма взята таким–то в долг и он обязуется возвратить ее в данный срок (или по первому требованию);


сумму займа указывают цифрами и прописью с указанием, в какой валюте передаются денежные средства;


можно определить, что за пользование этой суммой заимодавец получит доход в таких–то процентах, которые определяют по согласованию сторон;


дата цифрами и прописью, указание места составления расписки, а также подпись заемщика.


Есть еще и вопрос санкций для должника — процент за несвоевременный возврат (об этой «мере наказания» истец заявляет в суде, если дело не решается мирным путем). Допустим, кто–то взял у вас 10 миллионов белорусских. Вчера наступил «день расплаты», а денег не вернули. Должнику придется еще больше раскошелиться. Есть такая формула: ставка рефинансирования НБ делится на число календарных дней, получается — 45/365 = 0,1233. Это тот процент, на который будет ежедневно прибавляться сумма долга за несвоевременную выплату. В денежном эквиваленте получаем: 10 млн.*0,1233/100 = 12.330 тысяч рублей. Человек затянет с выплатой на три месяца? Может легко подсчитать, сколько отдаст сверх. А вот проценты за несвоевременный возврат долга в иностранной валюте могут быть взысканы, только если это предусмотрено соглашением сторон.


И еще очень важно! Если должник слишком долго плачется «подожди: разбогатею — отдам», есть риск вообще не увидеть свои кровные. Когда с момента указанной даты возврата прошло три года, можно проиграть иск в суде. Ведь ответчик может просить применить срок исковой давности. Получается, что было, то прошло...


Напоследок два слова о родственниках и друзьях. Одалживать им или нет — вопрос очень тонкий. Ведь дав или взяв в долг, можно как укрепить ваши отношения, так и на корню их разрушить (должник вдруг начинает тяготиться ситуацией и любое общение с вами воспринимает как намек — «ну когда уже?»). В каком же случае помогать не раздумывая? Здесь можно улыбнуться, вспомнив, что сказал один юморист: «Если я одолжил кому–то 20 долларов и после этого никогда его не видел, наверное... это того стоило».

 

«Есть вопрос»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter