Чужая ягода

ВТОРОГО сентября гражданам Украины, проживающим в населенных пунктах Рокитновского района Ровенской области, расположенных вблизи государственной границы с Беларусью, официально разрешили сбор клюквы в ландшафтном заказнике «Ольманские болота». И в первый же день белорусский лес посетили более 1200 человек. Урожай этой ягоды в нынешнем году выдался неплохой. Если очень постараться, то за день можно собрать до 40 килограммов.

Белорусская клюква приносит сотни тысяч долларов… украинцам

ВТОРОГО сентября гражданам Украины, проживающим в населенных пунктах Рокитновского района Ровенской области, расположенных вблизи государственной границы с Беларусью, официально разрешили сбор клюквы в ландшафтном заказнике «Ольманские болота». И в первый же день белорусский лес посетили более 1200 человек. Урожай этой ягоды в нынешнем году выдался неплохой. Если очень постараться, то за день можно собрать до 40 килограммов.

Званый гость лучше

Посещать белорусский заказник позволено жителям десяти украинских деревень, считающих себя этническими белорусами. В начале 60-х годов их в принудительном порядке переселили сюда из Мерлинских хуторов Столинского района, освободив обширную заболоченную площадь для одноименного военного полигона. В советское время, когда границы между республиками имели чисто условный характер, наведываться в родные места переселенцам было просто. Проблемы возникли с появлением настоящих границ. Нарушителей пограничного режима стали задерживать и выдворять в страну постоянного проживания. Меньше нарушений от этого не становилось, а вот отношения между военными и гражданским населением сопредельного государства ухудшались. И взрослых, и детей, словно под гипнозом, тянуло на болото, столетиями кормившее их предков, и они не желали мириться с тем, что оно для них стало закрытым. Задержанные и выдворенные, люди снова и снова возвращались туда, где можно заработать. Порой доходило до прямого противостояния с пограничниками. Состоялось даже несколько митингов, организованных украинцами в непосредственной близости к границе. Проблема требовала решения, в итоге главой белорусского государства в виде исключения принято решение разрешить им сбор дикоросов в «Ольманских болотах».

Время – деньги

Сегодня на границе без выходных с шести часов утра до десяти вечера работают три пункта упрощенного пропуска — «Мутвица», «Селище» и «Хиничев». В этот промежуток времени человек, проследовавший в Беларусь, в обязательном порядке должен вернуться обратно в Украину. Как правило, возвращаются с грузом. Несут на плечах, везут на велосипедах. На гужевой повозке и мотоцикле границу на данном участке пересекать запрещено.

Свое рабочее время сборщики дикоросов ценят. К шести часам утра не менее пятидесяти человек ждут начала работы каждого из пограничных постов. Первые дни клюкву собирают вблизи границы. У всех одно желание — найти там нетронутый ягодник, чтобы собранный урожай легче было выносить из болота. Одно дело пройти с мешком на плечах три километра, другое дело — пять или десять.

Пропускной режим народ старается не нарушать и границу в обратном направлении пересечь вовремя. Если человек к десяти часам вечера не явился на пункт пропуска и не получил оставленный там пропуск, то тут же попадает в разряд нарушителей границы. Пограничники обязаны немедленно приступить к его поиску и задержанию. Пока таких случаев в практике не было. Своим правом посещать заказник украинцы дорожат и предпочитают в гостях не задерживаться.

Номер, а не имя

В день приезда журналиста «Вечерки» на «Мутвицу»  границу в данном пункте упрощенного пропуска утром пересекли порядка пятисот человек. Столько же вернулись обратно с ягодами.

Мужчины, женщины и дети подходят к пограничникам и называют номер своего пропуска. Его поиск в общей стопке заранее отсортированных по сериям и номерам документов и сверка фотографии с оригиналом занимает считанные секунды. Девушки проходят мимо парней, не заглянув им в глаза и не назвав своего имени.

— Неужели ни у кого нет желания познакомиться с военным и выйти за него замуж? — спрашиваю у девушек. Те скромно отмалчиваются, за них отвечают их матери.

— А кому они нужны, такие мурзатые? Вечно в работе…

Граница, действительно, не самое удачное место для флирта. По словам заместителя начальника 9-й пограничной заставы Николая Курляка, утром его подчиненные заняты проверкой документов и им не до личных знакомств, а вечером, наоборот, девушки возвращаются с болота уставшие и хотят побыстрее попасть домой.

За всю историю Пинского пограничного отряда, рассказали сборщики ягод, замуж за пограничника вышла только одна местная девушка. Других примеров, когда служба поспособствовала устройству личной жизни, тут не помнят.

Вместо школы – в болото

Из пятисот человек, прошедших в среду через «Мутвицу» за белорусской клюквой, 85 — дети в возрасте до 16 лет. Все — в сопровождении родителей. Некоторые из них пропустили школу только в этот день, для других новый учебный год еще не начинался. Парнишка по имени Толя, например, приехавший на болото с матерью, зарабатывает деньги, чтобы иметь, как он сказал, все. У его друга-односельчанина отец — инвалид, забота о доме частично лежит на подростке.

Скупщики клюквы на украинской стороне платят сегодня по 10 гривен за килограмм. Народ продавать ягоду не спешит. Надеется, что ближе к зиме цена на нее вырастет и можно будет заработать в два-три раза больше. Был год, рассказывают женщины, когда за килограмм давали по тридцать гривен — почти четыре доллара.

Сезон сбора клюквы непродолжительный, всего полтора месяца. 15 октября упрощенные пункты пропуска закроются. Но за эти полтора месяца человек может прилично заработать. А если на болото ходит вся семья, а они, как правило, многодетные, то умножайте доход на число работников.

— В Познани (деревня на украинской стороне. — Ред.) народ живет не хуже, чем в городе, — поделился с журналистом «Вечерки» один из местных жителей. — И евроремонты делают, и плазменные телевизоры, компьютеры покупают, в каждом доме по две машины имеется. Откуда доходы? В том числе из леса. Мужики зарабатывают на стройках в России, женщины — на ягодах в Беларуси.

О том, что значит для жителя приграничной украинской деревни белорусская клюква, журналисту рассказали в Пинском пограничном отряде. Один из парней вместе со своими односельчанами попытался пересечь границу для сбора ягод. И во время проверки документов выяснилось, что незадолго до этого его на родину из Беларуси за какую-то провинность депортировала милиция. Поняв, что дорога в заказник для него закрыта на целых два года, молодой человек… разрыдался.

Хотите ягод?

Население не всех украинских деревень, попавших в список счастливчиков на посещение белорусского заказника, пользуется дарованной им льготой. Жители Старого Села, например, для которых пунктом упрощенного пропуска определена «Мутвица», клюкву в белорусском болоте не собирают. Даже пропуска в этом году не оформляли. Однажды они попытались пройти в заказник, заняли место в очереди на пересечение границы, но хлопцы из деревни Дроздынь вывели их из этой самой очереди под руки и провели «воспитательную работу». Она сводилась к тому, что старосельцы через «Мутвицу» ходить не должны. Общественная логика здесь проста. Хотите ягод? Требуйте отдельного для себя пункта упрощенного пропуска! Мы для себя «пробили». Подобные требования от жителей Старого Села в адрес белорусских пограничников звучали. Но их оставили без удовлетворения.

Деньги проходят мимо…

От пункта упрощенного пропуска «Мутвица» до ближайшего белорусского населенного пункта, таковым является деревня Дзержинск в Лельчицком районе Гомельской области, 26 километров по бездорожью. Белорусский заготовитель за клюквой в болото не проедет. Ежедневно за кордон из «Ольманских болот» уходят десятки тонн белорусской ягоды. Нетрудно прикинуть, сколько ее уйдет за полтора месяца. Страна при этом не получает ничего. Летом аналогичным образом в том же направлении выносилась черника. Природные ресурсы Беларуси приносят нашим трудолюбивым южным соседям сотни тысяч долларов, если не больше. А нам пока одни убытки. Эх, бездорожье…

Павел КУНИЦКИЙ, «Вечерний Брест»

КОММЕНТАРИЙ «БН»

Григорий ПРОТОСОВИЦКИЙ, председатель Столинского райисполкома:

— На мой взгляд, нужно посмотреть, кто приезжает к нам собирать клюкву с украинской стороны. На самом деле это этнические белорусы, которые после раздела границы оказались на территории соседнего государства. Послушайте их говор, вникните в традиции, и вы поймете, что это так. Ольманские болота простираются вширь и вглубь на десятки километров. Клюквы здесь предостаточно, чтобы ее собирали как местные жители, так и приезжие люди, в том числе и с украинского приграничья. А чтобы зарабатывать валюту, нужно активнее заниматься заготовками ценной ягоды представителям потребкооперации и иных структур. Не забывая в то же время, что местные болота – уникальная жемчужина природы, с которой каждый, кто приходит сюда, должен быть максимально бережливым.

 Александр КУРЕЦ, «БН»

 

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter