Анатолий Лемешенок: из серии «Луна над озером»

Чужая яблоня

Из серии «Луна над озером»


Читателям «Р» хорошо знакомы серии эссе, с которыми автор выступает в газете в последние годы. Большинство из них связаны с событиями, происшествиями, которые происходят в нашем северо-западном озерном крае, в частности на Браславщине. Как правило, это не просто зарисовки «с натуры», а философские размышления на серьезные социальные темы. Самые разные, порой неожиданные…



Вот и «Луна над озером» объединила штрихи из жизни минувшего лета.

Итак…

***

В тот день в меня никто не стрелял. Я спокойно ехал по извилистой дороге вдоль озера на велосипеде и вез пакет с чужими яблоками. Уворованными или просто взятыми без спросу? Какая разница, если чувствовал себя, мягко говоря, неловко. А ведь когда-то в меня за такое стреляли из ружья дробью с солью. Было это в далеком детстве, когда мы с пацанами совершали набеги на чужие сады.

Вообще-то паненка Ядвига, как многие ее здесь называли, разрешила мне поднимать яблоки. Особый сорт белого налива. На редкость сладкий и сочный. Растет яблоня в саду у ее родительского дома, старого, почти развалившегося. Сама она редко сейчас приезжает, чтобы навести на участке хоть какой-то порядок.

Яблоки оказались такими вкусными, что через день я вновь отправился в сад за озером. Тем более что ко мне должна была скоро подъехать детвора. Да и самому хотелось еще разок полакомиться.

Упавших яблок, однако, на траве почти не было. Видимо, кто-то успел подобрать. Не возвращаться же с пустыми руками. Отыскал палку и стал сбивать с веток. И теперь ехал домой с чувством некой вины. Все-таки никто мне не разрешал так поступать…

Стояли не самые худшие дни лета. Полдня дождь и тучи, другая половина — доброе, хоть и с ветерком, солнце. Когда уходил с берега после очередной малоудачной рыбалки, раздался звонок мобильника. Это был мой старинный приятель, с которым когда-то служили вместе. Константин в свое время купил в этих местах селянский дом, а затем неподалеку от него выстроил усадьбу и сдавал в сезон отдыхающим. Сказал, что там сейчас пусто, вместе проведем пару деньков. К тому же сообщил, что обнаружил хорошее место, куда повадился крупный лещ.

Какие проблемы? Я легкий на подъем, а заманить меня хорошей рыбалкой — раз плюнуть. Да и что для меня сто километров, хоть большей частью и по лесным дорогам. Утром распахнул ворота и под аккомпанемент легкого дождика вывел в путь свой «Ровер». Накануне прошел нехилый дождь, и я медленно пробирался из своей глуши по полным ямам и рытвинам. Зато от души оторвался на трассе. И снова кустарник, лес… Эти красивейшие места по-прежнему безлюдные и выглядят порой скучными из-за того, что дороги здесь далеко не самые желанные. Меня, однако, такая тишина вполне устраивает. Похоже, Константина тоже.

Пожали друг другу руки и слегка обнялись. Все-таки не виделись почти три года. Общались только по телефону, да и то по праздникам.

Усадьба у Константина классная. На высоком берегу, у леса. Озеро такое же прекрасное, как и мое. Условия для отдыхающих — лучше не придумаешь. Огромный дом в сосновой и березовой вагонке. Просторная баня. Удобный причал. Словом, отдыхай и наслаждайся.

Ничего, кроме пива. Костя знает, что я не люблю очень соленую рыбу, и положил на тарелку спинку линя. Одно мясо. Вспоминали вместе пережитое и ранним утром уплыли на то место. Однако то ли смена ветра и давления, то ли еще что-то помешало нам хорошенько оторваться на рыбалке. Выловили по паре подлещиков и немного плотвы с окунем. Вернулись с надеждой на хороший вечерний клев.

— Так куда делись твои отдыхающие? — спросил я приятеля.

— Вместо недели, которую выкупили, съехали через два дня, — махнул рукой Константин. — Такое у меня впервые…

И рассказал мне удивительную и в то же время простую историю.

Отдыхать приехали две семьи, у которых, как они сказали, дружба — неразлейвода. У одной пары детишкам восемь и десять лет, у другой — девочка пяти годков. Прикинули, что продуктов взяли с собой маловато. Один из них, по имени Антон, вызвался подскочить в райцентр и докупить кое-чего. К нему в машину впорхнула Олеся из другой пары. И укатили…

Когда вернулись, Алексей устроил скандал. Кричали, ссорились так, что разбежались дети. Дескать, уезжала она с помадой на губах, а вернулась без нее. Да и вообще, где они столько пропадали?

Рассорились окончательно и разъехались. Толком мы и не попрощались.

Я тоже увидел на усадьбе следы быстрых сборов. Валялись кукла, игрушечный пистолет. Бедные дети!

Днем мы устроились в креслах у воды и лениво размышляли о житье-бытье.

— Ну и как ты думаешь, — спросил я Константина, — была там измена?

— Дыма без огня не бывает, — философски заметил приятель. — Да и не очень-то верю я в такую дружбу.

— Ну а мы с тобой?

— Это другое…

Подъехала на «Форде» жена Кости. Алена привезла нам из соседней деревни, где у них дом, горячий обед. Я молча любовался уже немолодой, но еще очень привлекательной женой приятеля.

Вечерний клев был действительно более удачным. Я поймал двух лещей и почти с первого заброса спиннинга вытащил из воды красавца судака. Костя тоже не сплоховал.

Хотел задержаться в гостях еще денек-другой, но позвонила старшая дочь и сообщила, что уже завтра они приедут ко мне на дачу.

Костя уговорил меня не ехать домой в ночь. Говорит, много лосей развелось. Мы сидели вдвоем в беседке и любовались озером, залитым лунным светом. На серебристой его глади нет-нет да и раздавались всплески. Какая-то неведомая птица ахала и охала, жаловалась на свою жизнь. А может, это была вовсе не птица, а какой-то небольшой зверек. Подумал, что в такую ночь в голову вполне могут прийти греховодные мысли, если рядом красивая женщина. Случившееся в этой усадьбе не диковинка.

По дороге домой вновь в мыслях вернулся к услышанной истории. Больше всего жалко детей. Они так и не отдохнули этим летом по-настоящему. Ну а взрослые… Луна, конечно, здесь ни при чем. Бывают порывы, эмоции, неожиданные всплески гормонов. Хорошо, если все хорошо кончается. Чаще — плохо. Особенно когда рушатся семьи. Но так было и будет в отношениях мужчины и женщины. Немецкий философ Йозеф Пипер в книге «О любви» отмечает, что, по многим наблюдениям, все меньше людей, считающих любовь необходимым условием получения телесного удовольствия, зато тех, кто считает, что сексуальность является основой любви, все больше.

Польский писатель Януш Леон Вишневский в своей новой книге «Следы» приводит данные Института экономической и социальной истории при Венском университете. Так вот, статистика, касающаяся измен, по его словам, просто шизофреническая. Больше девяноста двух процентов взрослых немцев требуют от своих партнеров обязательной и абсолютной верности, и при этом больше половины из них признаются, что сами хотя бы один раз, но изменяли. По этим же данным, восемьдесят процентов отношений разрываются из-за сексуальной неверности, и в то же время восемьдесят восемь с половиной процентов изменивших утверждают, что по-прежнему привязаны к тому, кому изменили. У женщин все подобные ситуации и процессы больше связаны с мозгом, а у мужчин — с количеством тестостерона в крови.

В народе обо всем этом, по крайней мере на бытовом уровне, говорят проще: запретный плод сладок. Ну, что-то типа «чужое яблоко кажется вкуснее». Во всяком случае, его хочется попробовать…

Ближе к вечеру, сидя в беседке уже на своей усадьбе и ожидая за чаем своих, вновь вернулся в мыслях к этим двум семьям и их несостоявшемуся отдыху. Опять думал, почему-то в основном о детях. Перед глазами вновь промелькнули забытые кукла и пистолет.

Видать, и впрямь, как заметила младшая из дочерей, все больше становлюсь сентиментальным.

Анатолий ЛЕМЕШЁНОК

Коллаж Николая ГИРГЕЛЯ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter