Вновь напомнила о себе кошмарная история двухмесячной давности, когда няня Гульчехра Бобокулова в Москве жестоко убила доверенного ей ребенка. На уходящей неделе российские СМИ сообщили, что обвиняемая помещена в психиатрическую больницу при Бутырском следственном изоляторе. При этом известии один из участников нашего «Спор–клуба» заявил, что изначально был убежден в психическом нездоровье няни–убийцы. И возмутился тем фактом, что даже после этого дикого случая практика «мамы по найму» продолжает процветать: няни нарасхват не только в соседних государствах, но и в Беларуси. Его оппонент заметила, что не стоит судить обо всех приходящих воспитательницах по одному ужасному инциденту. Она считает, что на самом деле няни оказывают неоценимую помощь тем родителям, которые не желают замыкаться на уходе за ребенком, а пытаются жить полноценной жизнью, работать и саморазвиваться.
Был ли у вас, читатели, опыт приглашения няни? Каким он оказался? Чья позиция в «Спор–клубе» вам наиболее близка? Оставляйте свои отзывы на площадке рубрики на сайте www.sb.by.
Место няне — на экране
И дело не только в запредельной истории с няней Бобокуловой в Москве. Редчайшим семьям везет с выбором домашней сиделки. Остальные (их подавляющее большинство) делятся своим неприятным опытом в мамо–блогах и на беби–форумах. «Няня приходила и, как выяснилось, целый день спала. Ребенок был предоставлен сам себе. В конце концов наглотался няниных же таблеток, еле откачали...» Или: «Посреди дня няня могла уйти по своим делам, бросив 2–летнего сына одного в квартире». Или вот: «То, что няня просто привязывала дочку к кроватке и занималась своими делами, мы с мужем выяснили, только установив дома видеокамеру...» Подобных случаев масса. Няни приходят нетрезвыми или употребляют алкоголь в процессе «воспитания». Крадут деньги и ценности. Откровенно манкируют своими обязанностями, отлично зная, что управы на них нет: в худшем случае выгонят. Не беда, горе–специалистка сварганит поддельную медицинскую книжку, состряпает фальшивые рекомендации и продолжит свою сомнительную трудовую деятельность.
Опыт директора московского агентства «Ангел–хранитель» Галины Линевой убивает цифрой: 65 процентов нянь, которых ей пришлось трудоустраивать, издевались над доверенными им детьми. Не только избивали, но и подпаивали плачущих детей спиртным, пичкали снотворными таблетками, ради смеха кормили кошачьей едой... Сплошные домомучительницы, а не рачительные вторые мамы!
Дело дошло до того, что в некоторых странах СНГ уже заговорили о том, что необходимы специальные законы, которые бы позволяли держать фрекен Бок в узде, устанавливали ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей. У нас пока таких разговоров не слышно потому, что институт «няньства» в Беларуси не особо популярен. Большинство наших семей предпочитают справляться без посторонней помощи. Тем более надо сейчас об этом говорить, пока мода на фрекен Бок не потребовала жестких законодательных мер.
На мой взгляд, потребность в нянях — следствие родительского инфантилизма. Молодые люди вдруг с ужасом обнаруживают, что рождение ребенка принесло не только радости материнства–отцовства, но и массу проблем. Оказывается, ты уже принадлежишь не себе, а розовому комку счастья, который отныне распоряжается твоей свободой. Не все к этому готовы. Отсюда возникает желание продлить упоительное время, называемое «пожить для себя». Ответственность радостно перекладывается на плечи бабушек, а при их занятости — на приходящих эрзац–мам. В этом стремлении некоторые доходят до абсурда: я лично знаю девушку, которая так стремилась вырваться из декретного отпуска, что согласилась на весьма низкооплачиваемую работу. И теперь ее заработка хватает ровно на оплату няни. Стоила ли игра свеч, учитывая, что ребенку все–таки необходима родная мать, а не чужая тетя?
Некоторые особо умные господа, поднаторевшие в поисках сиделок для своих детей, рекомендуют устроить из своего дома маленький филиал тюрьмы Гуантанамо: понатыкать всюду камер видеонаблюдения и разложить по комнатам диктофоны. Дело за датчиками движения и специальной командой стражников, которые бы контролировали потенциально опасную няню. К слову, это уже не похоже на шутку — отдельные москвичи всерьез прибегают к услугам частных детективов, чтобы выяснить образ жизни кандидатки в няни.
В самых крайних случаях, по–моему, домашнюю воспитательницу стоит искать среди соседей либо безработных подруг жены. А еще лучше не полагаться на чужую помощь, чтобы не калечить психику ребенка. Мои родители, например, вырастили двоих детей, не прибегая ни к чьим услугам. При этом оба успевали и работать, и отдыхать. В нашем детстве не было места никаким Мэри Поппинс — они существовали только на экранах. Пусть там и остаются.
Мэри Поппинс, не улетай!
Кстати, я тоже безмерно благодарна своим няням. У меня их в разные периоды детства было три, и еще одна пришла на помощь, когда дочке исполнился годик. И никто, слышишь, никто не был в доме чужим человеком! Именно няня Наталья Максимовна ассоциируется у меня с первыми в моей жизни драниками, которые мама, родом из России, поначалу не умела готовить. И именно няню Тамару Михайловну дочка долгое время считала своей второй бабушкой, а та ее, наверное, считает своей второй внучкой. Мы до сих пор дружим, ходим друг к другу в гости... Хотя на другой чаше весов — история подружки, которой одна далеко не Мэри Поппинс помотала нервы. Попивала из хозяйского бара, просила денег вперед и не отрабатывала, вообще не являлась в условленное время. Было много всяких закидонов, но это почему–то не заставило мою подругу забаррикадироваться в квартире от «чужих людей». Нашлась другая, честная и ответственная женщина. Спасибо ей... Иногда мы вместе начинаем обмирать, читая страшилки на интернет–форумах: кто–то где–то как–то слышал, что няни пичкают детей димедролом, распинают на кроватках. Ты тоже веришь в эти истории про «черную руку»? А с другой стороны, не родная ли мать недавно по–каратистски избила маленького сына, когда не обнаружила денег на своем счете? Что ж, теперь всех женщин с банковскими картами в потенциальные садистки запишем?
Кадровые агентства — конечно, не томограф и даже не рентген. Хотя знаю, что в некоторых категорически отказывают женщинам просто невнятно выражающимся. Мол, что это будет за пример?.. Но вот тут лично я обеими руками за сарафанное радио. Никакие агентства не заменили ни мне, ни моим знакомым доброго совета со стороны. Хороших нянь нынче бережно передают из семьи в семью. По такому же, кстати, принципу люди умные подбирают репетиторов, парикмахеров, личных врачей, автомехаников... Да всех, кого впускаешь в свое жизненное пространство!
Мы, увы, не Швеция, где 75% мужей разделяют отпуск по уходу за ребенком с женами. Если учесть, что в декрете у нас находятся лишь около 2,7 тысячи мужчин на 290 тысяч женщин, то сильной половине чаще всего и не втолкуешь, почему слабая порой готова работать только на зарплату няне. Знаешь ли ты, что такое два–три года кипеть на медленном огне быта? Крутить колесо рутины: баночки — коляски — песочницы — постирушки? Когда кажется, что жизнь проходит мимо, квалификация безвозвратно теряется, а мозг скукоживается до рекламной заставки? Да у супруги первой уши завянут от твоего бесконечного нытья! Спору нет, год–полтора по уходу за ребенком — это святое. Ну а если потом подворачивается возможность себя показать, если тебе с любимой работы звонят: «Когда же?» Почему женщина должна отказаться запустить свой внутренний моторчик? Нет, Рома, лучше выпусти–ка жену из–под колпака — увидишь, в течение года она и на работе всех обставит, и на стол начнет метать пущего прежнего, и семью окружит особой любовью. И вообще, забота о ребенке измеряется не таймером. Не думаю, что мамочка, днями просиживающая на детской площадке с бутылкой пива в руках и сигаретой в зубах (распространенное, между прочим, явленьице), дает малышу больше, чем та, что прибежала с работы с огромным запасом радости и любви.
А уж твои упреки насчет родительского инфантилизма давай делить гендерно честно — поровну. Решение о ребенке принимают оба. Забота о нем — тоже дело обоюдное. И не на уровне «привет, сынок, папа полежит, отойди–ка от телевизора!» Сынок отошел, изодрал новые обои, пока мама в мыле готовила ужин. Виноватым крошка и окажется. Не потому ли, что кто–то не подставил плечо? Или хотя бы не разрешил поискать его в виде няни?
Знаешь, без нянь обходились те наши родители, у которых под боком были дедушки–бабушки и прочие родственники. А вот моя родня с обеих сторон обитала в районе Уральского хребта. И если бы не периодически возникавшие няни, каких бы немыслимых жертв стоило моим родителям защитить диссертации, воспитать сотни учеников да еще вывести в люди трех дочек! Для разнообразия советую почитать биографию любой советской знаменитости–мамы. При отсутствии бабушек–дедушек в шаговой доступности там обязательно возникнет или своя фрекен Бок, или родня (к которой детей отвозили на годы!), или даже интернат. Все тогда перекантовывались, как могли. Тем более что и декрет был куда меньше. Просто это свойство человеческой памяти — сглаживать острые углы и нашего с тобой уже, ох, среднего возраста — ворчать на «инфантильную» молодежь. Подозреваю, впрочем, и Арина Родионовна Пушкину не только песни пела...
Советская Белоруссия № 81 (24963). Суббота, 30 апреля 2016