Чужая среди своих

В таком же духе и день проходит - под аккомпанемент исключительно ненормативной лексики и угроз "пришить старую каргу".
В таком же духе и день проходит - под аккомпанемент исключительно ненормативной лексики и угроз "пришить старую каргу". Зайти на кухню и чаю вскипятить для Альбины Станиславовны - проблема. А уж спокойно выпить этого самого чаю - и не вспомнит когда ей удавалось! Из кухни, ванной, коридора ее просто в шею выталкивают - чтоб под ногами, мол, не путалась. Так что нередко за весь день даже поесть Станиславовна не может, так и ложится спать голодной. Помыться тоже не удается: в доме трое псов, от которых бывает приплоду по 12 щенков. Их-то хозяева и моют-холят в ванне. Этому зверью все свое внимание, заботу и любовь дарят. В перерывах между застольями, которые до двух-трех часов ночи продолжаются. Так что и ночью Альбине Станиславовне покоя нет.

Куда только не обращалась она с просьбами, уговорами, мольбами оградить ее от оскорблений и угроз домочадцев. Никто на просьбы престарелой женщины не реагирует, отмахиваются от нее как от назойливой мухи.

- Бросили меня на растерзание мучителям, они мне своей смертью точно умереть не дадут... - жалуется Альбина Станиславовна.

Мучители - это ее внучка с мужем. Они-то и угрожают бабушку то из дому выгнать, то "пришить". Старушка страшно боится, что словами дело не закончится - свои угрозы внучкин супруг обычно подкрепляет демонстрацией... табельного оружия. Самого что ни на есть настоящего - какое же еще может быть у... бывшего участкового инспектора милиции (!).

Это последнее обстоятельство выделяет письмо Альбины Станиславовны из подобных жалоб, исповедей, просьб о помощи, которые приходят к нам в редакцию от стариков, обиженных детьми, внуками, домочадцами. Больно читать такие письма. За стариков больно, ставших ненужными своим родным. За их детей и внуков, жестоких и бездушных, тоже больно. И самое обидное, что в такой ситуации пожилые люди оказываются совершенно беззащитны!.. А ведь ситуация, когда стариков обижают, тиранят, - совсем не такая уж редкая. Просто обсуждать ее как-то не принято. Но жизнь все настойчивее ставит, да что там, уже поставила нас перед реалиями, от которых не отмахнуться: на склоне жизни в своей семье, среди родных и близких людей, человек оказывается совершенно одиноким, беспомощным и беззащитным.

Наши моральные, социальные, бытовые и культурные традиции предусмотрели практически единственный гарант спокойной и достойной старости человека - его детей. Но сегодня этот "гарант" нередко дает сбой - не обеспечивают дети своим престарелым родителям, бабушкам и дедушкам такой старости.

Впрочем, защищать стариков вроде бы есть кому. Государственные структуры, занимающиеся проблемами пожилых людей, даже прежнее название изменили: из органов социального обеспечения превратились в органы социальной защиты. И как могут действительно защищают своих подопечных: вносят дополнения в законы, совершенствуют пенсионное обеспечение, разрабатывают долгосрочные, на 15 - 20 лет, программы социальной защиты пожилых людей. Почти 30 тысяч человек занимаются этим в системе социальной защиты республики. Но они не могут защитить стариков от их детей...

Не может это сделать и правовой механизм нашего общества. То есть формально вроде бы может и должен. Но реально... Закона о домашнем, семейном насилии, принятого во многих странах, у нас нет, даже правового термина "домашнее насилие" нет. А что есть? Кодекс о браке и семье, Уголовный кодекс, статьи которых действуют для всех одинаково - и для молодых, и для пожилых. И это значит, что, если старика обижают - все равно кто: хулиганы на улице или собственные дети, - следует обращаться в милицию. Занятие это, прямо скажем, и от молодого да здорового немало выдержки и нервов требует. Вызвать участкового, написать письменное заявление на обидчика, собрать доказательства этих самых "обид". Потребуется и медицинская справка из поликлиники - о снятых побоях, причиненных детьми или внуками. Потребуются и свидетели безобразий разбушевавшихся домочадцев, угрожающих старику. А еще "лучше", избивающих пожилого человека - для него же самого "лучше", потому как побои дают больше оснований привлечь обидчиков к ответственности. Но даже если привлекут, эта самая ответственность, как выражаются юристы, "наступает в соответствии с общими нормами административного и уголовного права". В переводе на понятный тем же старикам язык это значит, что обидчику грозит смехотворный штраф. В редчайших случаях - когда старик, например, избит едва ли не до потери сознания - истязателю грозит судебное разбирательство. Ну и в итоге - 15 суток ареста. Или столько же - общественно полезных работ: улицу мести на свежем воздухе... Ну а вообще-то, если до откровенной уголовщины не доходит, со всеми этими семейными дрязгами никто возиться не хочет. По причине, как те же юристы объясняют, "характерной для такой категории дел невозможности собирания доказательств факта насилия". Ну угрожает внучкин муж 85-летней Альбине Станиславовне ее "пришить", ну размахивает перед носом табельным оружием - так ведь не "пришил". А что пожилой женщине в своей же квартире житья нет, так ведь это - дело семейное, оно никого не касается...

Вообще, сегодняшняя старость наших пожилых людей оказалась и для них самих, и для нашего общества трудной и во многом непредвиденной и неведомой областью жизни. Которая требует своего нового социального, морального и - ну что делать! - правового освоения. Кстати, в других странах такое освоение идет - активно и достаточно успешно. Старость там пытаются понять и принять на ее, а не на наших, трудоспособного поколения, условиях. Главное из которых: старость - это равноправная и самоценная часть человеческой жизни. И она нуждается в таком же, а то и в большем внимании к своим проблемам. А значит, нужно не ограничивать заботу о стариках лишь пенсией и интернатами для престарелых, отмахиваясь от пожилых людей - пусть, мол, во всем остальном со своими непутевыми детьми сами разбираются. А если сил не хватает разобраться, если дожить спокойно свой век эти дети не дают? Ну что в самом деле пожилому человеку делать, у кого искать понимания и защиты, куда деваться?

Изменить наше отношение к старикам придется - жизнь заставит. Хотя бы потому, что население нашей страны уже сегодня считается старым: почти 18 процентов от его общей численности - люди старше 65 лет. Среди них, к сожалению, есть и такие, как Альбина Станиславовна, - чужие среди своих же родных. И мы должны протянуть этим старикам руку помощи...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter