За что пожилые и одинокие сельчане считают социальных работников своими героями

Чужая родня

ПОМОЧЬ по дому, принести воды, купить лекарства, продукты и даже найти спасение от семейного насилия… В территориальных центрах социального обслуживания населения знают адреса, где нужна реальная помощь. Некоторые сотрудники настолько привыкли к своим подопечным, что их иначе, как родными, не называют. Причем работу простой не назовешь.

МИНЩИНА

Кричали «горько» молодым на... золотой свадьбе

Как семейная пара — бывшие милиционер и агроном — ухаживают за стариками в Крупском районе

ПОЧТИ 90 тысяч престарелых в нашей стране получают социальную помощь на дому. А число соцработников, которые изо дня в день несут по знакомым адресам лекарства, хлеб и свою заботу, чуть более 11 тысяч. Традиционно это женская профессия. Но в ней есть исключения. В Крупском районе из 111 социальных работников всего трое мужчин. Валентина БОГДАНОВИЧ-ЗДРАЕВСКАЯ из деревни Прошика стала ухаживать за престарелыми, когда развалился колхоз, а ее, второго агронома, сократили. А вот ее супруга Сергея ЗДРАЕВСКОГО, в прошлом милиционера, в немужскую профессию привело горе в семье...


ЭТО было 15 лет назад. Младшая дочка Здраевских вместе с подружкой пошли по замерзшей реке. Под лед провалились обе, спасли только подругу. «У жены от горя тогда отказали ноги. Чтобы Валентина не потеряла работу, присматривать за бабулями стал я», — милиционер Сергей Здраевский только-только вышел на пенсию.

— Одна из бабушек, кроме Сергея, никого не подпускала к себе. А он не брезговал, мыл ее, подгузники менял. Разве любой мужчина на такое пойдет? — рассуждает Валентина. — Или наберет два тазика воды – чистой и мыльной — и до блеска потолок в хатах натирает. Подопечные Сергею руки готовы целовать.

Со временем убитая горем женщина вернулась к жизни. А ее муж свыкся с новой работой. Сейчас Валентину трижды в неделю ждут по девяти адресам в Прошике, Дубах и Хаританцах. Сергей помогает четырем бабулям в Дубах и Запутках. На твоих и моих никого не делят. Надо посадить картошку бабушкам Валентины, запрягли коня, на телегу — и в путь. Эта услуга не входит в перечень, но разве старикам откажешь! В этом году супруги помогли с огородом двум сельчанкам.

— Дочка ждала своего 10-летия. И я, словно погибшей Катюше, стала готовить сюрпризы подопечным. Торт испеку, соседей на чай позову, посидим душевно. Или возьму фотографию и напишу заметку в районку, — вместе с Валентиной Богданович-Здраевской листаем альбом. В нем два десятка публикаций. Вот такой соцработник-корреспондент. — Мысли приходят, когда еду в соседнюю деревню к бабушкам на велосипеде. А дома переношу их на бумагу. И даже стихи писала. 

Пару лет назад соцработник взялась организовать золотую свадьбу своим подопечным Михаилу и Тамаре Булаховым. Позвали музыкантов, соцработник испекла торт, накрыли стол. И танцы были, и «горько» кричали молодым, и подарки вручали. «Такими счастливыми я своих стариков не видела!» – улыбается Валентина. В ее папке – пять грамот, даже в области женщину признавали лучшей по профессии.

Подопечная Галина Барковец из Прошики встречает тепло, Сергея даже целует: «Валечка, до чего ж он мне нравится! Прошлой осенью попросила его в лес за грибами со мной сходить. Я к нему ближе, а он – от меня. Любит жену, и все тут, – шутит 77-летняя сельчанка.

ПОКА соцработник Сергей носил воду в дом, Валентина полила цветы и подмела гостиную. Визит к подопечному на селе длится 2 часа 40 минут. В городе – час 50 минут, тут аптека, магазин почта в шаговой доступности. Соцработник должен оказать три услуги из перечня – например, достать овощи из хранилища, сходить за продуктами к автолавке и вымыть пол. Валентина и Сергей стараются быть полезными чем могут. Пару лет назад обои переклеили в доме у Галины Барковец.

Следующий адрес – семья Валентины и Петра Островских. 30 лет назад они оставили квартиру в Минске детям и переехали в Прошику, на малую родину главы семейства. Он стал умелым фермером, энтузиазма было хоть отбавляй! И картошку, и зерновые выращивал, и сад. Пока не случился инсульт.

Соцработник Валентина вымыла посуду, пропылесосила комнаты, приготовила для подопечных чай, супруг Сергей в это время сходил в магазин за продуктами. Дом огромный. Дети приезжают, но без соцработников трижды в неделю не обойтись. В ТЦСОН поясняют, что если подопечные — семейная пара, каждому положена 20-процентная скидка на обслуживание.

В Дубы к Галине Поддубской Сергей едет на коне. «Я без него как без рук», — встречает сельчанка. Соцработник из погреба достал картошки, собрал пакеты с мусором и вынес в контейнер, принес воды на пару дней. Все это ловко, умело и без лишних слов. Такая скромная и такая нужная помощь одиноко проживающей женщине. Сергея бабушки ждут как никого. Им больше 70 лет, а он их ласково: девочки. Любой женщине приятно доброе слово и отношение».

К старости у многих вредности прибавляется. Одной бабушке пять раз меняли соцработника, чтобы угодить. «Нам на подопечных, к счастью, везет», — Валентина Богданович-Здраевская рассказала про привет с того света. В районке опубликовали благодарность от Раисы Щегарцовой: «В любую погоду приходит с улыбкой на лице и теплом наполняет мой дом. Подбодрит. Умеет слушать. Без лишних слов знает, что мне нужно».

— Перед Пасхой в доме Раисы Филипповны занавески стирала. Бабушка кошку гладила и все приговаривала: «Плохо Мурке моей. Скоро умру». Часто от нее это слышала, вот и не придала значения. Еду к другим старикам, а тут «скорая» летит в Хаританцы. Не стало моей Филипповны, — Валентина Павловна тяжело вздыхает. — Привыкаешь к подопечным, как к родным. Они становятся частью нашей с Сергеем семьи. А забота о них – смыслом жизни.

Наталья ОСТАПЧУК, «СГ» 

ostapchuk@sb.by 

Фото Александра БУДЬКО.

ГОМЕЛЬЩИНА

Выход из опасного положения есть. Почти всегда

С кого детям брать пример — социальный опыт Чечерского района

ДЛЯ семей, где дети находятся в социально опасном положении, государство делает все возможное, чтобы ситуацию исправить: оказание поддержки, улучшение жилищно-бытовых условий, устройство на работу и даже курс лечения от алкогольной зависимости, если необходимо. Все это – безвозмездно. От неблагополучных родителей требуется одно — желание сделать жизнь своего чада комфортнее. Но порой этого ответного движения как раз и нет. Почему так, можно ли заставить человека воспитывать собственного ребенка? Ответы на эти вопросы корреспондент «СГ» искал во время совместного рейда с сотрудниками Чечерского районного социально-педагогического центра. 

Счастливый отец воссоединился с дочерью.

  С ДИРЕКТОРОМ центра Александром Игнатенко и социальным педагогом Еленой Кузьменко выезжаем в агрогородок Ровковичи. История Натальи Савицкой (имена и фамилии героев изменены из этических соображений — Прим. авт.), к которой держим путь, впечатляет. Сельчанка одна воспитывает двоих сыновей от разных мужчин, но при этом не спешит устанавливать отцовство. Живет вместе с мамой в старом доме. Работать в семье никто не хочет, огород, несмотря на имеющиеся сотки, не ведут. Неудивительно, что Савицкие оказались в социально опасном положении. Во всем этом, говорит Елена Викторовна, вина целиком и полностью на плечах самой Натальи: «Мы ей уже несколько раз говорили стать на очередь по улучшению жилищных условий, чтобы получить социальную квартиру в Чечерске, однако она не хочет заниматься «бумажной волокитой». Такая же ситуация и с детьми. У ее старшего сына, к примеру, нервный тик и ночной энурез. Естественно, чтобы от этого избавиться, необходимо ходить по врачам и лечиться, но никто ничего не делает. Зато когда младшему ребенку нужно было оформить инвалидность, чтобы получать пособие и не работать, Наталья моментально собрала все документы».

Сама Наталья находит себе тысячу и одно оправдание. Отцовство она не устанавливает, потому что боится, что у нее отберут детей, правда, при этом забывает, что все эти годы биологическим папашам их чада были не нужны. На очередь для получения социального жилья она не становится: в сельсовете, дескать, завис компьютер. 

К СЧАСТЬЮ, есть и хорошие примеры. Как Бондаревы из Чечерска. Сейчас Александр Алексеевич и Елена Викторовна не нарадуются главой семейства Владимиром, но три года назад ситуация была в корне другая. Тогда у него неожиданно умерла жена, и он остался один с трехлетней дочкой. Горе начал топить в алкоголе: 

— Утром просыпался, а у меня перед глазами фотография супруги, рюмка и бутылка водки. Так было полтора месяца. Вышел из беспросветного запоя, когда у меня забрали ребенка. В тот же день поехал на кладбище и поклялся на могиле жены, что ради дочери завяжу со спиртным и сделаю так, чтобы она ни в чем не нуждалась.

Свое обещание Владимир начал исполнять довольно быстро: устроился на работу в хозяйство в Ровковичах, прошел курс лечения от алкогольной зависимости. За полгода молодой отец так преобразился, что комиссия по делам несовершеннолетних без проблем вернула ему дочь. Сейчас он учит маленькую Марину кататься на велосипеде, а не так давно сделал в квартире хороший ремонт, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. 

СЛУШАЮ Владимира и задумываюсь: что мешает остальным собраться с силами и исправить ситуацию? Проще всего сложить руки и смотреть, как другие что-то делают за тебя. А совесть! Неужели не стыдно перед своими же детьми? Ведь они смотрят на вас, хуже того — берут пример... 

Вадим БАННЫЙ, «СГ»

banny@sb.by 

Фото автора.

ГРОДНЕНЩИНА

И жертвенность, и вдохновение

ТРЕТЬ жителей Ивьевского района — пожилые люди. Примерно половина нуждается в поддержке — уровень потребностей с возрастом только увеличивается. На помощь приходят работники районного территориального центра социального обслуживания населения. 

На что конкретно могут рассчитывать сельские пенсионеры и сколько это стоит? В каких случаях специалисты будут работать с человеком ежедневно и почему к этой работе допускается далеко не каждый? Ответы на эти вопросы искал корреспондент «СГ».


ИВЬЕВСКИЙ территориальный центр социального обслуживания населения помогает 4 тысячам пожилых жителей района. Для каждого свои способы поддержки: подсобить с заполнением документов, завезти из магазина новую плиту или стройматериалы. Это разово, по заявкам. Гораздо важнее и труднее вот эта работа — на дом к 722 подопечным регулярно приходят социальные работники, 16 человек — инвалидов 1-й группы — получают еще и медико-социальные услуги от квалифицированных медсестер. С 9 пожилыми людьми, которые не могут передвигаться полностью или частично, ежедневно трудятся сиделки. С такими объемами работы справляются 123 человека. Каждый попал в эту сферу не случайно, добавляет директор организации Кристина Трофимчик:

— Не все понимают специфику работы. Здесь нужно любить людей и быть готовым идти ради них на многое. Бывали случаи, когда после пары месяцев люди увольнялись: понимали, такой труд им не подходит. У нас фанаты своего дела, которые пришли по зову сердца. 

Выезжаем в агрогородок Липнишки. Первый адрес – дом супругов Корицких. 67-летняя Ванда Ивановна и 74-летний Петр Зигмундович в браке уже почти полвека, в последние два года по вторникам и четвергам решать бытовые проблемы им помогает Елена Чурейно. Она только что закончила наводить порядки и ушла по следующему адресу. Хозяйка дома говорит, что за это время успели подружиться:

— Лена ведь и продуктов купит, и мусор вынесет, и дом уберет, а в этом году мы с ней даже картошку посадили. В выходные часто заходит проведать. В общем, относится к нам, как к своим.

Разовое посещение соцработника обходится пенсионерам в 1,28 рубля. В месяц на его услуги уходит чуть больше 10 рублей. За ту работу, которую проделывает Елена, добавляет Петр Зигмундович, это очень терпимо для семейного бюджета. 

Как заказать социального работника? По медицинским показаниям взять справку у врача и написать заявление в территориальном центре. Все остальное – анализ условий проживания, справки о размере пенсий, наличии дополнительных доходов и подготовка других документов – берут на себя специалисты организации. На какую именно помощь можно претендовать? Это зависит от здоровья подопечного. Кстати, если человек захочет, то работник центра будет навещать его до 5 раз в неделю. 

В следующем дворе подметает свежескошенную траву Ирина Брейво. Она уже успела убраться в доме и приготовить Ольге Николаевне и Францу Францевичу Крымовским обед. В планах на оставшиеся два часа – поход в магазин и аптеку, вынос мусора и измерение давления. С этой семьей Ирина Генриховна работает около двух лет:

— Друг к другу притерлись, стали родными. Если бы перешла на другое место, все равно помогала бы своим теперь уже близким людям. 

ЕЩЕ один адрес на окраине агрогородка. Здесь живут Эвелина и Станислав Примы – к обоим приходят два разных работника. Пара столкнулась с серьезными проблемами 4 года назад. Тогда Станислава Юзефовича парализовало — он оказался полностью неподвижным. С тех пор каждый день по утрам и вечерам его посещает сиделка Марина Пучкова. Станислав Прима говорит, что постоянное ее внимание помогает ему не терять интерес к жизни. 

Случилось так, что и Эвелина Фабиановна оказалась нуждающейся – ей поставили тяжелейший диагноз, потребовалось несколько операций. Теперь она серьезно ограничена в физических нагрузках, требуется также и медицинская помощь на дому. Поэтому Ивьевский территориальный центр социального обслуживания населения предложил ей услуги медсестры Ольги Бублик. Пенсионерка согласилась, о своем решении не жалеет:

— Я вечно что-то забываю. А Оля следит, чтобы все таблетки выпила вовремя, делает уколы. Помогает справляться с особенностями моей болезни, в случае чего забирает мои рецепты в больнице и получает по ним лекарства.

Форма помощи по госзаказу – одна из самых тяжелых, рассказывает директор центра. Причем даже не в физическом, а моральном плане. В таких случаях соцработники сталкиваются с тяжелобольными. Здесь нужны особый подход и медицинское образование. На такую работу привлекаются самые стойкие. 

Навещаем еще один дом в деревне Каменчане. Здесь живут Анна-Альбина и Валерьян Юхнихи. Пенсионерам повезло: соцработник Мария Холяво по совместительству еще и их соседка, налаживать контакт не пришлось. Здесь работать сложнее, чем в Липнишках. Стационарного магазина и почты нет, за продуктами, лекарствами и для оплаты коммунальных услуг надо ездить в агрогородок. Иногда приходится возить супругов в Ивьевскую райбольницу. Все сложности компания сельчан преодолевает вместе, каждый из них нуждается друг в друге. Например, Мария Станиславовна находит в замечательной семейной паре вдохновение для творчества. После очередного рабочего дня написала даже несколько стихотворений.

ДАЛЕКО не каждый из тех соцработников, с которыми мы познакомились, способен на такие творческие подвиги. Да это и необязательно. Одно знаю точно – пенсионеры, инвалиды и другие нуждающиеся люди всех их без исключения считают своими героями. Разве они не правы?..

Никита АВРАМЕНКО, «СГ»

avramenko@sb.by

Фото автора.

ВИТЕБЩИНА

Где укрыться от своих детей? В кризисной комнате

КУДА бежать, когда соседи-дебоширы не дают продохнуть, а родные дети забирают последнюю пенсию? Именно для этого при территориальных центрах социального обслуживания населения созданы так называемые кризисные комнаты, которые могут предоставить временное убежище в непростой жизненной ситуации. Витебская область, как ни странно, занимает лидирующие позиции по использованию таких точек. В прошлом году их услугами воспользовались 168 человек, в этом уже 35. Для кого такие соцучреждения становятся настоящими островками спасения?

«КРИЗИСНЫЕ комнаты» для людей, которые стали жертвами семейного насилия или попали в сложную жизненную ситуацию, в области стали создавать с 2013 года. На Витебщине их почти три десятка. Хотя бы одна есть в каждом районе. Кто может найти в них временное убежище и получить профессиональную психологическую помощь? В Комитете по труду, занятости и соцзащите облисполкома приводят список: жертвы торговли людьми, террористических актов, технологических катастроф и пострадавшие от семейного насилия. С этого года к перечню добавили совершеннолетних сирот и тех, кто остался без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет. 

Чаще всего «кризисной комнатой» пользовались жители Полоцкого, Поставского и Сенненского районов. На Сенненщине, например, убежище для угнетенных в деревне Богданово. В прошлом году его услугами воспользовались 15 жителей района, в этом — 5. Помогает жертвам семейных конфликтов психолог отделения социальной адаптации и реабилитации Татьяна Шибеко:

— В деревне, ведь сами понимаете, все друг друга знают, и так сложилось, что выносить сор из избы не принято. Главная причина конфликтов — пьянство мужей. К сожалению, многие это терпят. И лишь когда агрессия переходит определенную черту, срабатывает фактор страха за себя и детей. Женщина ищет спасение — в спокойной, защищенной обстановке ей проще решить, стоит ли при таком раскладе бороться за семью. Главный совет — сказать вслух о своем положении родным, друзьям, обратиться к специалисту. Психолог уже не вызывает у сельчан такого предубеждения, как раньше.

Часто «кризисную комнату» на Сенненщине предоставляют пожилым людям. Среди последних пострадавших, например, был одинокий дедушка, которому житья не давали асоциальные соседи. Но чаще всего, как бы дико это ни звучало, старики ищут здесь укрытия от своих же… детей. Вместо заботы о слабых престарелых родителях нерадивые великовозрастные чада пропивают их скудные пенсии. В глубинке, особенно где нет работы, это не редкость. Многие старики тоже терпят до последнего. Как правило, для них находят место в отделении круглосуточного пребывания. И соглашаются, ведь иного выхода обрести спокойную старость у них нет.

То, что число самостоятельно обратившихся за помощью в «кризисные комнаты» увеличивается, безусловно, радует. Но оно в 50 раз меньше привлеченных только к административной ответственности за домашнее насилие. В прошлом году таковых было почти 7 тысяч. Заместитель начальника отделения профилактики УВД Витебского облисполкома Дмитрий Зятев отмечает, что в области постоянно совершенствуется механизм работы с проблемными семьями:

— С прошлого года работает план мероприятий по оценке риска в семье. При первом же тревожном сигнале участковые предлагают жертве конфликта заполнить типовую анкету. Ее результаты анализируются и выносится «диагноз»: низкая, средняя или высокая степень риска проявления насилия в семье. Под каждый из них разрабатывается план безопасности, как уберечь себя от агрессии, вплоть до кодовых сигналов соседям.

Андрей ЗАХАРОВ, «СГ»

zakharov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter