Чужая родня

ЛИЧНОЕ c Владимиром СТЕПАНОМ

Эту историю можно рассказывать по порядку, так, как все и произошло, но я начну с сегодняшнего дня. Мы сидим в кухне и разговариваем. Хозяйка квартиры видела войну, эвакуацию, голод и холод... В соседней комнате ее муж смотрит громко включенный телевизор. Доносятся взрывы, грохот, стрельба, крики.


Моя собеседница показывает две черно–белые фотографии. На одной — парень в три четверти, а на другой — девчонка. Они примерно одного возраста, хотя и сделаны разными фотографами с разницей в десяток лет. «Смотри, ведь правда, они похожи?» — негромко звучит вопрос. «Похожи», — соглашаюсь я, вглядываясь в лица. Хотя, возможно, это время делает их похожими, набрасывая свою черно–белую вуаль.


Мир не без «добрых» людей. Может быть, я и напрасно взял слово в кавычки? Моей собеседнице, она тогда уже была замужем и дети росли, родная сестра сообщила, что у ее мужа есть «фронтовая» дочка. Живет с мамой в Павловом Посаде, под Москвой. Такая новость любую женщину заставит вздрогнуть. И моя собеседница вздрогнула. Начала всю свою жизнь перебирать, вспоминать подробности знакомства с будущим мужем, его рассказы о войне. Думать: а почему он сам ей не признался? А может, это все выдумки? Но в его офицерской планшетке, с которой он на службу ходил, нашла большущую карту, развернула, а в ней фотография девочки. Взяла она ту карточку, вставила в рамку и над сервантом повесила, на самое видное место. Стала мужа дожидаться. Муж из командировки вернулся, начал раздеваться и увидел снимок. Побледнел, покраснел, чуть сознание не потерял. Даже говорить некоторое время не мог — голос пропал. Вроде и человек смелый — летчик–истребитель, орденов боевых полная грудь, в суровых переделках бывал, а от обыкновенной фотографии оторопел. Пришел в себя и все жене рассказал.


На войне все не так, как в мирной жизни. Там смерть ходит совсем рядом. Утром человек жил, смеялся, кашу ел, курил, новым сапогам, которые немного жмут, радовался, а к полудню он уже мертв... Но жить хочется, за жизнь цепляешься. Все чувства обостряются. Молодой лейтенант встретил девушку. Служила на аэродроме. Чувства вспыхнули. Поцелуи, разговоры и все такое прочее. Девушка забеременела. В таком положении бойцов на фронте не держат — демобилизовали, домой с эшелоном отправили. А офицер по–прежнему воевал, сбивал немецкие самолеты, штурмовал танковые колонны, прикрывал от вражеских истребителей наши бомбардировщики. Между боевыми вылетами письма получал, ответы на аэродроме писал. Война закончилась, а служба продолжается. Пришло письмо, из которого он узнал, что у него 7 ноября 1945 года дочка родилась, назвали Татьяной. Не знаю, о чем офицер думал. Мне кажется, что радовался, может, даже собирался в Подмосковье. Только жизнь другой сценарий предложила. Встретил летчик другую девушку, полюбил, женился. Вместе мотались по гарнизонам, меняли место жительства чуть ли не каждые полгода.


Наконец, оказался летчик с семьей в Минске. Дочка из Павлова Посада пару раз приезжала. Потом отца на свадьбу пригласила, а он скрыл приглашение и не поехал. Переписка оборвалась. Дочка на отца обиделась.


«Знаешь, разные женщины бывают, а мне его дочку очень жалко было... У нее уже и дети взрослые были, а мы ничего не знали. Мне от этого как–то не по себе...» — говорит моя собеседница и замолкает, глядя на фотографии.


Окольными путями через несколько лет она узнала телефон в Павловом Посаде. Собралась с силами и позвонила Татьяне. Дочь мужа обрадовалась, рассказала все новости своей жизни. Естественно, о детях и о детях детей... Звонки, открытки поздравительные к праздникам. Вдруг в этом году, в последние дни апреля, звонок от Татьяны и просьба. Ее сын с женой и дочкой очень хотят приехать, с дедом увидеться. Перед самым Днем Победы приехал в Минск внук летчика со своей женой и дочкой, то есть с его правнучкой. Дед–прадед до этого лежал, с постели больше месяца не вставал — ноги не слушались. А тут после встречи встал, даже ходить потихоньку начал...


P.S. Хотел написать, что все в нашем мире, как и прежде, держится на женщинах. Что они и сердобольнее, и добрее, терпимее и терпеливее. Что они умеют прощать обиды, а мужчинам это не дано... Но не бывает женщин без мужчин.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter