Чужая полоса

Если представить на секунду, что большой город — это живой организм, то его артериями и сосудами будут рельсы и шпалы...
Если представить на секунду, что большой город — это живой организм, то его артериями и сосудами будут рельсы и шпалы. Кровеносная система железной дороги «расквадратила» Минск на сотни мелких частей, пронзила городской центр, распустилась паутиной по окраинам. Не зря говорят, что «железка» — это государство в государстве. Здесь свои законы и правила, своя собственная граница. От города оно отделилось полосой отвода, или, как говорят некоторые, зоной отчуждения.

Окурки вместо шишек

...Из окна электрички, которая везет меня от железнодорожного вокзала в сторону Минского моря, город видится серым, угрюмым, неласковым. «Железка» будто притягивает к себе все проблемы мегаполиса. Вот бомжи в скверике за вокзалом расселись на скамейках и отмывают в лужах пивные бутылки. Красивый заборчик вдоль рельсов постепенно превращается в грязно–бетонный, потом — в деревянный и в конце концов пропадает. Едем, казалось бы, в центре — по мосту через проспект Дзержинского, а за окном — развалившаяся лачуга, покосившийся забор, спиленные деревья. Стройки, гаражи, расписанные граффити стены — унылый пейзаж не радует глаз и навевает тоску.

За станцией Масюковщина электричка ускоряется, и пластиковые бутылки, целлофановые пакеты, доски, покрышки, остатки ржавого автомобиля за окном сливаются в одну серую тень. Мелькают на пригорке мужики, разлегшиеся на травке возле «железки», пьют и закусывают. А после, не сомневаюсь, выкинут банки–склянки на полосу отчуждения. Проносятся быстро и они. На остановке Лебяжий выхожу.

Большая свалка

Полоса отвода железной дороги — объект для города важный: она защищает Минск от шума, обеспечивает безопасность пассажиров, имеет огромное значение для городской флоры и фауны, служит так называемым зеленым коридором для растений и многих видов животных. К тому же здесь размещаются важные для железной дороги путевые здания и сооружения. Тем не менее тот, кто метко окрестил ее зоной отчуждения, попал в точку. В населенных пунктах в зависимости от прохождения железнодорожных путей по насыпям или выемкам ширина полосы может составлять от двух до пяти метров, за городами и селами — все сто. Часто выходит так, что определить точно границы зоны отвода могут лишь железнодорожники — по специальным межевым знакам. А раз граница неясна, значит, как думают многие минчане, земля здесь ничья. Чужая. Можно смело мусорить.

— Люди считают, что полоса отвода — это большая свалка, — сокрушается Владимир Сотников, заместитель начальника отделения по пути и строительству Минского отделения БелЖД. — Отсюда и все беды. Мы убираем ее каждый день, да что толку. Ведь отучить людей мусорить невероятно трудно. Направляем письма граничащим с путями предприятиям, дачным кооперативам с просьбой навести порядок, но откликаются на наш призыв единицы.

Раз зона отчуждения никому не нужна, почему бы ее не ликвидировать? В Москве такой, казалось бы, утопичный проект уже существует. «Железку» собираются накрыть платформами и застроить офисами и жилыми домами. За счет ликвидации полосы отвода освободится важное для большого города пространство. У нас таких проектов пока нет, хоть ценной земли железная дорога съела немало, только на Минском отделении БелЖД — 4.428 гектаров.

...Кровеносная система города будет страдать от мусорных тромбов до тех пор, пока минчане наконец–то не поймут: полоса отвода — не чужая земля, а своя. Когда это произойдет? На железнодорожной станции Институт культуры как–то попытались оградить проблемную зону от любителей мусорить, но металлический забор тут же разрезали ножницами. Мусор на шпалах здесь появляется по–прежнему.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter