Для счастья нужны правильные эмоции

Чувствуя себя

Каких только критериев не придумано для одного из важнейших человеческих состояний — удовлетворенности жизнью. Вопрос счастья настолько важен, что это чувство наука изучает буквально под микроскопом. Но по мере исследования возникла проблема. Нельзя четко выделить элемент, ответственный за то, чтобы нам все вокруг нравилось, — гормоны, эндорфины, микроэлементы или что-то другое. Периодически ученые выдают свои рецепты, многие из которых весьма интересны.

Фото  pexels.com

Кто во что горазд

Начнем с того, что феномен счастья всерьез изучается самыми разными (порой довольно неожиданными в этом контексте) науками: психологией, философией, физиологией, социологией и даже… экономической теорией. Впрочем, если рассудить здраво и отбросить в сторону спорное ­утверждение «не в деньгах счастье», все логично.

Немногие люди обладают такой уверенностью в жизни, как Шура Балаганов, точно знавший, что ему нужно именно «шесть тысяч четыреста рублей и что с этой суммой ему будет на свете очень хорошо». Большинство же просто честно признает, что материальная удовлетворенность — один из важных компонентов счастья. Нам нужно что-то есть, где-то жить, чисто и прилично одеваться, иметь возможность помогать другим и радовать близких подарками. Иными словами, иметь возможность удовлетворить свои базовые потребности. Проблема в том, что по мере роста доходов растут и запросы — хочется не просто есть, а пробовать деликатесы, покупать качественные вещи, а не ширпотреб и так далее. И поскольку рост идет в геометрической прогрессии, мы все время хоть чуть-чуть, но не догоняем светлое чувство полного довольства.

Можно и купить

Тем не менее, как следует из пресловутой пирамиды Абрахама Маслоу, вершиной которой является потребность в самореализации, все равно происходит поступательное движение вперед. Да, деньги неразумно ставить во главу угла, но они важны для комфорта. Причем как физического, так и морального. С другой стороны, согласитесь, что достаточное материальное обеспечение дает чувство уверенности в завтрашнем дне, а это очень важно. Так почему бы не заключить, что счастье и в деньгах тоже?

Кстати, несколько лет назад ученые Кембриджского университета провели любопытное исследование и выяснили, что счастье вполне можно купить. Например, мелкая монета, отданная нищему, гарантирует как минимум полчаса полной удовлетворенности собой. А если вам еще и искреннее спасибо сказали, то эйфории может и на целый день хватить. В основе такой «удачной покупки» лежат три момента. Первый — наше подсознательное желание заслужить одобрение. Второй — чувство превосходства (без комментариев). И третий момент — облегчение, которое можно выразить как: «Слава богу, что я не на его месте! Да у меня вообще не жизнь, а сказка по сравнению с некоторыми!» Но эти ощущения, так сказать, сиюминутны. А можно ли приноровиться жить таким образом, чтобы быть счастливым постоянно?

Мысленный эксперимент

Ученые настаивают на том, что все основные процессы в организме контролирует мозг. И с научной точки зрения физиология счастья базируется на чистой химии. Точнее, на том, насколько хорошо у данного конкретного человека налажен процесс выработки так называемых гормонов счастья — эндорфинов, серотонина и дофамина. Кстати, из этой троицы гормоном является только последний.

Эндорфины — полипептидные химические соединения, по способу воздействия сходные с опиатами. Вырабатывают их нейроны головного мозга, так сказать, для собственного развлечения. Серотонин — нейромедиатор, он тоже родом из мозга (шишковидной железы). При этом эндорфины отвечают за кратковременные радости, а серотонин — за общий благостный фон и чувство долговременной удовлетворенности. Что касается дофамина, то он служит частью «системы поощрения»... опять-таки нашего управляющего центра. Из этого можно сделать вывод, что мозг просто категорически желает быть счастливым. Он стремится к этому и пашет на благородную цель, как дизель в Заполярье. Но мы ему постоянно мешаем, и ничего хорошего из этого не выходит.

Системная ошибка оптимиста

Согласно популярной в последние годы теории позитивного мышления, человек — творец собственного счастья, которое зависит от того, насколько он способен его создавать внутри себя. Если с этой мысли «слить воду» (а ее набирается на толстенные, хорошо раскупаемые тома), суть в том, что быть несчастным в наш комфортный век просто неприлично. Светит солнышко или льет дождь (минимальные неприятности, так сказать), но ты должен высоко ценить сам факт своего существования, не позволять себе расклеиваться и хандрить. Допустим, на свете действительно есть психически нормальные люди, способные на такое геройство. Но надолго ли их хватает — другой вопрос. Ведь абсолютно все человеческие эмоции нужны нам именно в том виде, в котором были задуманы природой. Как это работает?

Мы делим чувства и эмоции на плохие и хорошие, приятные и неприятные, отрицательные и положительные. Приятные, положительные и хорошие — это радость, удовольствие, любовь, благодарность и так далее. Неприятные, отрицательные, плохие — гнев, страх, злость, зависть, обида. Но, как утверждают нейрофизиологи, такое разграничение весьма и весьма условно. Например, страх является базовым инстинктом самосохранения, гнев мобилизует на борьбу за выживание, обида «маркирует» людей, с которыми желательно не общаться. Если не брать бесспорные негативные вещи вроде жестокости, в норме человек должен быть способен испытывать всю гамму чувств. Это означает, что нервная система в порядке и адекватно реагирует на события и вызовы окружающего мира. Если приводить примитивный пример, то глупо любоваться на поток лавы, текущий по склону в вашем направлении. И наоборот, весьма своевременно и разумно испытывать страх и делать все возможное для спасения себя и окружающих.

Основной постулат оптимиста гласит: чтобы быть счастливым, нужно стремиться к хорошим эмоциям и избегать плохих. Однако, как утверждают специалисты Американской психологической ассоциации, опубликовавшие статью в издании Journal of Experimental Psychology: General, для счастья нужны не столько хорошие эмоции, сколько правильные. То есть те, которые наиболее уместны в конкретной ситуации. И если можете позволить себе роскошь реагировать естественным образом (например, дать отпор грубияну), вы на самом деле счастливый человек. В частности, это означает, что вы не испытываете сильного давления ни со стороны авторитарных родственников и друзей, ни со стороны начальства, ни в обществе. Кто бы спорил — это действительно счастье.


В ТЕМУ

Мы часто говорим, что материальная составляющая подарка не важна. И что, например, билет на концерт любимой группы делает нас гораздо счастливее, чем, допустим, кофемашина. К этой же категории относятся хорошо организованное свидание, поездка на отдых или ужин при свечах, наконец. Все это звучит очень мило: мне не дорог твой подарок — дорога твоя любовь, так сказать. Однако что бы мы ни пытались из себя корчить, суровая реальность разбивает романтику вдребезги.

Как показало исследование психологов из Университета Британской Колумбии, которые провели масштабный опрос как раз после рождественских праздников, подарок-событие почти всегда воспринимается позитивно (особенно если пришелся по вкусу), но только на первых порах. Уже через неделю впечатления блекнут. В то же время подарок-предмет сохраняет у нас долговременное чувство счастья. И тут все просто: вещи остаются с нами по определению дольше, чем воспоминания.

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter