Скидки — маркетинговый ход или возможность выгоднее приобрести нужный товар?

Чувство цены

Сезон летних распродаж в самом разгаре. Магазины заманивают привлекательными акциями. Корреспондент «Народной газеты» выяснила, какой шопинг по-настоящему выгодный.

Исправленному верить?

Заглядываю в популярный магазин массмаркета. Хлопковую футболку с принтом отдают за 19 рублей 99 копеек, жаккардовый свитер — за 39 рублей 99 копеек (удешевление, мол, на 75 %). Но, прогулявшись по залу, понимаю, что шансы сделать удачную покупку заметно уменьшаются, ведь на полках остается неликвидный товар. Выбор размеров и фасонов оставляет желать лучшего. Да и, если присмотреться, многие вещи имеют неопрятный вид, затяжки, катышки. 

Отправляюсь в столичный универмаг. В этот день предлагают сэкономить на покупках 35 % от стоимости товара. Приглянулся брючный костюм от белорусского производителя. Цена на этикетке — 500 рублей. Со скидкой — 358. Вспоминаю, что недавно фирменный магазин одежды белорусского бренда открылся в ТЦ «Столица». Там такие брюки стоят 100 рублей, пиджак — 200. 

Сейчас едва ли не каждый день магазины анонсируют аттракционы невиданной щедрости. Так, фен для волос Xiaomi на фирменном сайте предлагают за 109 рублей, причем рядом зачеркнута цена 132 рубля. Заманчиво. Но на всякий случай захожу еще на несколько порталов и нахожу самое выгодное предложение — 99 рублей. 

Когда я покупала кухонный стол, мне каждую неделю приходило письмо на почту, что в салоне большие скидки. На самом деле на старую цену вешали бирку «Акция». 

Вывод прост: даже на одну и ту же модель в разных магазинах цены отличаются, часто существенно. Поэтому перед покупкой нужно изучить и сравнить предложения нескольких ретейлеров и производителя. При этом последний может предлагать не самые выгодные условия — дилеры получают товары напрямую по оптовой цене и могут делать наценку ниже, чем предприятие при продаже в рознице.

Экономия навскидку

Распродажи — приятный бонус для покупателя, а для производителя — возможность избавиться от остатков, уверен Александр Кравченко, заместитель руководителя центра популяризации экономической науки и поведенческих исследований MeMicroMacro, кандидат экономических наук, доцент:

— Приобретая товар со скидкой, покупатель не только экономит средства, но и получает дополнительное моральное удовлетворение от покупки. 

По словам эксперта, не в убытке остаются и продавцы, ведь залежавшийся товар — это дополнительные затраты на хранение:

— Занимаются складские площади, а это требует определенных затрат. Избавиться от товара как можно быстрее, даже сокращая тем самым свою прибыль, — для производителей такой ход может быть очень выгодным. Плюс быстрее совершается оборот, приходят реальные деньги. Если говорим о технике — новая модель всегда дороже, чем через полгода. Но для многих важен момент новизны. Конечно, на таких покупателях компании зарабатывают больше. Потом, анонсируя скидки, пытаются не потерять и остальных клиентов. 

Александр Кравченко рассказывает, что в случае если покупатель хочет вернуть недорогой товар, стоимость которого будет ниже стоимости пересылки, компании бывает выгоднее возместить средства, не забирая товар. Этот относительно новый подход впервые использовала компания Amazon. 

Также последние исследования показывают разницу в восприятии скидок. Например, товар стоит 480 рублей, и покупателю предлагают сэкономить 25 % или снизить стоимость на 120 рублей. Большинство выбирает второй вариант. На выходе скидки равны, но клиентам сложнее работать с процентами. 

Поэтому многие предложения, направленные на работу с потребителями, заключаются в упрощении подачи информации, — отмечает Александр Кравченко. 

При этом, предлагая щедрые акции, маркетологи нередко сами попадают в ловушку. Например, мы видим рекламу: снижение цен на 80 %. Но эксперты пришли к выводу: если покупатель не знал первоначальной цены, такие большие скидки его скорее пугают. Он думает, что товар был очень дорогой, и даже к нему не подходит. 

Дисконт на поддержку

Фото  pexels.com
Одна из самых честных — скидка на социально значимые товары для уязвимых категорий граждан: пенсионеров, инвалидов, многодетных и малообеспеченных. Размер дисконта составляет 10 %. Он распространяется на пшеничную муку, хлеб, свинину и говядину (кроме бескостной), различные молочные продукты, масло подсолнечное и рапсовое, сахар-песок, каши для детского и диетического питания и многое другое. К соглашению, которое анонсировала исполнительная власть, присоединились 17 торговых сетей. То, что механизм эффективен и востребован, говорит не только количество выданных специальных дисконтных карточек — более 1,3 млн, но и сумма предоставленной по ним скидки — около 12 млн рублей.

Галина Лагунова, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Нацио­нального собрания по экономической политике, отмечает, что наша страна не только выполняет все социальные обязательства, но и запускает новые, более эффективные механизмы поддержки граждан:

— На фоне санкций отечественные производители, поставщики, транспортные и логистические компании сделали все, чтобы избежать дефицита в розничных сетях. Плюс сегодня выгодно приобрести базовые товары со скидкой 10 % во многих магазинах. Безусловно, в такой социальной ответственности есть коммерческие выгоды и для бизнеса. 

Социальная скидка в торговле сохранится до конца года. При этом, по словам председателя правления Белкоопсоюза Олега Мацкевича, ее размер планируют увеличить с 10 до 15 %. В этом направлении уже ведется работа: разрабатывается документация, активно идут согласования.

МНЕНИЯ

Реально ли сэкономить на скидках?

Людмила Котович, валеолог Глубокского районного центра гигиены и эпидемиологии: 

— Уверена, что манипулировать незнанием клиента все сложнее. В интернете за два клика можно узнать среднюю стоимость товара. Не все суперпредложения на самом деле выгодны. Самая распространенная уловка — ставить огромную скидку, заранее завысив цену на товар. Идя в магазин, важно представлять среднюю стоимость того, что собираетесь купить.

Кристина Воронович, инженер-микробиолог:

— Перед походом в магазин стараюсь составлять список нужных покупок. Но и мне порой очень сложно удержаться, чтобы вдобавок к необходимому не положить в корзину скидочный товар. Заметила, что гипермаркеты не только дают скидки на ходовой товар, но и умело анализируют, какие сопутствующие товары берут, и на этом компенсируют потери. Продавая один товар со снижением цены на 60 %, на другой, наоборот, делается более значительная наценка. Из личного опыта отмечу: такой прием нередко используют при продажах авто. Покупаешь машину со скидкой, потом попадаешь на недешевые автозапчасти. 

hilkok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter