Стоит ли все-таки спорить о вкусах

Чувство прекрасного

Современная наука стремится разложить по полочкам романтику и найти рациональные объяснения всему, вплоть до вдохновения и любви. Не стало исключением и искусство, которое «препарируют» когнитивные психологи, биологи и нейрофизиологи. Как эти дисциплины объясняют его восприятие, от чего зависят наши предпочтения и как искусство может помочь здоровью?

Коллаж Ольги Александровой

Фейерверк эмоций

Для начала скажем, что в мозге нет какого-то определенного отдела, который бы отвечал за чувство прекрасного. Картина, скульптура или любой другой арт-объект вызывает комплексные реакции (моментальные или отложенные) в разных участках мозга — на МРТ все как будто вспыхивает разноцветными лампочками. Ни один другой стимул, включая даже созерцание объекта влюбленности, не дает настолько впечатляющего эффекта.

При этом разные стили живописи активизируют локальные участки в зависимости от того, какие ассоциации вызывает изображение. То есть замечено, что на абстрактное искусство реагирует первичная зрительная кора, регулирующая восприятие простых форм — точек, вертикальных и горизонтальных линий. Авангардные стили — фовизм и экспрессионизм — задействуют височную и лобную доли, анализирующие соотнесение цвета с объектом. А кинетическое искусство заставляет «искрить» мозжечок, сфера ответственности которого — координация движений, регуляция равновесия и мышечного тонуса. И чем пристальнее мы рассматриваем предмет искусства, тем интенсивнее идет обмен данными между отделами. Допустим, мы смотрим на портрет (работает веретенообразная извилина, отвечающая за распознавание лиц). Если изображенный человек напоминает родственника или знакомого, тут же подключается гиппокамп, отправляя импульс в архивы памяти.

Короче говоря, все сложно и очень интересно. Именно из-за такой интенсивной работы нейрофизиологи считают, что «культурная вовлеченность» — физкультура для мозга. И рекомендуют людям с психологическими и неврологическими проблемами ходить на выставки, интересоваться архитектурными достопримечательностями и так далее.

Эволюционные критерии

Последний этап восприятия произведения искусства — оценка. Если то, что мы видим, нам нравится, система вознаграждения отсыпает «вкусняшек» в виде дофамина, серотонина и прочих приятных веществ. Если не нравится — кора надпочечников синтезирует кортизол, который окончательно портит настроение. Но каким образом мозг вообще определяет приятное и неприятное?

Начнем с того, что существуют универсальные параметры прекрасного, сформированные в результате эволюции. Это симметрия, принцип золотого сечения (наилучшее соотношение частей и целого), соблюдение логики изображения (например, бабочка гармонично смотрится на цветке и дико — на снегу), лаконичность и простота. Изначально мы все ориентированы на эти критерии, но с возрастом и обретением опыта (в частности, травматического, из-за чего нам становятся неприятными какие-то вещи) вкусы могут измениться. Культурные особенности, стереотипы, социальный статус — все это имеет значение.

Кстати, когда мы говорим о хорошем вкусе, имеются в виду именно унаследованные эволюционные критерии. А вот плохой вкус, как утверждают социологи, — понятие туманное, относительное и по сути дела некорректное. Банальный пример: вещи, которые люди считают красивыми в одну эпоху, в следующую уже именуются образцами безвкусицы. Некоторым роскошь может казаться нелепой и смешной, но другие будут воспринимать ее как идеал красоты. Сколько людей — столько и мнений.

В 2003 году группа французских ученых описала случай кардинального изменения эстетических предпочтений у пациента, пережившего операцию на мозге (удаление левого височного неокортекса): до нее мужчина был поклонником абстрактного искусства, а после как отрезало — ему стали нравиться исключительно реалистичные полотна

ГЕНДЕРНЫЕ НЮАНСЫ

Давно доказано, что физиологически мужской мозг от женского не отличается, а главенство представителей сильного пола в сфере технических наук порождено исключительно исторической инерцией. Кстати, проблему сейчас усиленно решают, привлекая женщин в STEM-дисциплины — технологии, инженерию, математику, физику и другие направления. Тем не менее половые различия есть. Но касаются они не технических моментов (нейроны работают по одному принципу), а психологической и эмоциональной составляющих. Например, при принятии важных бытовых решений (рабочие вопросы тут не в счет) у представительниц прекрасного пола в приоритете будут эмоции. Допустим, если у женщины возникнет дилемма, брать или не брать в квартиру бездомного котенка, решение будет зависеть от того, насколько жалобно он мяукает. Мужчина же решения принимает рационально. Если другого выхода нет, он, скорее всего, отвезет животное в приют, где о нем позаботятся специалисты. Оба варианта верные, различия — в способе решения задачи.

В 2014 году ученые из Университета штата Мичиган опубликовали в журнале Psychology & Marketing результаты исследования восприятия мужчинами и женщинами произведений искусства. Они организовали выставку современных креативных техник (это когда ничего не понятно, но предполагается глубокая мысль), куда пригласили порядка 600 человек. Рисовали картины сами психологи. А посетителям раздали буклеты с перечислением наград вымышленного художника на международных выставках, а также ссылкой на то, что его работы есть в коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства (там же, где и знаменитая «Звездная ночь» Ван Гога). В этом же зале, на отшибе, выставили несколько обычных пейзажей и натюрмортов других художников. После выставки зрителей попросили ответить на несколько вопросов. Выяснилось, что женщин в основном абстракционизм не впечатлил. При этом классические картины их заинтересовали. Дамы отметили, что наверняка повесили бы их у себя дома или подарили друзьям. Результаты анкетирования мужчин показали, что они с удовольствием стали бы владельцами абстрактных картин, причем определяющим фактором была известность художника (так называемый «фактор бренда»). Как тут не вспомнить ситуацию из фильма «О чем говорят мужчины» с покупкой картины мифического модного живописца Тищенко.

В целом, как полагают авторы исследования, нельзя сказать, что женщины равнодушны к современному искусству, а мужчины — сплошь снобы, которых легко развести на деньги. Критерии оценки разные. Мужчины менее консервативны и сразу видят выгодное вложение средств. Для женщин же главным в оценке произведения искусства является эстетическое удовлетворение.

КСТАТИ

kartinkin.net
В 1960-х годах американский нейрофизиолог Пол Маклин выдвинул теорию рептильного мозга. Это древняя структура, доставшаяся нам от предков-приматов, отвечает за биологическое выживание и хранит память об опыте предыдущих поколений. В 1970-е годы концепция Маклина была раскритикована научным сообществом, поскольку такого отдела не смогли найти. Тем не менее даже среди современных нейрофизиологов есть немало людей, считающих, что рептильный мозг существует.

В 1992 году ученые Оксфордского университета нашли косвенное подтверждение его наличия, проведя анализ мнений жителей разных стран о том, какой им видится идеальная картина. Результаты оказались весьма интересными: всем нравится смотреть на пейзаж с водоемом, несколькими людскими фигурами и парой животных. Однако еще более интригующим стал выбор фона — африканская саванна. Специалисты посчитали, что это прямая отсылка к коллективной бессознательной памяти. Ведь род Homo сформировался в Африке и оттуда расселился по всему миру.

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter