«Белая Вежа» продемонстрировала объективный срез театральной палитры театров СНГ

Чувства и эмоции театрального Бреста

В Бресте завершил свою работу юбилейный XXV Международный театральный фестиваль «Белая Вежа». В этом году на нем было показано 22 спектакля из семи стран. Юбилейный форум был посвящен 30‑летию Содружества Независимых Государств и проводился при содействии Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества. «Белая Вежа» вновь продемонстрировала, как важно не терять наработанные творческие нити, уметь слышать и слушать друг друга. 

«Павлинка». Купаловский театр.
Фото Павла Богуша.

«Павлинка» радует глаз 

Во внеконкурсной программе фестиваля принял участие Национальный академический театр имени Я. Купалы с новой версией легендарной «Павлинки». Брестский праздник стал первым фестивалем в биографии нового спектакля. Заслуженная артистка Беларуси Тамара Миронова, играющая в постановке одну из ролей, призналась, что ехала в Брест с особым волнительным настроением, так как из Брест‑Литовска родом ее бабушка. 

— Мы уже показали эту «Павлинку» в Молодечно, Гомеле, Новополоцке, в том числе и в «тысячниках», везде нам оказывают теплый прием. 

— Тамара Васильевна, получилось испытать ощущение праздника?

— Конечно. Нам важно сохранять театральные форумы, и «Белая Вежа» в этом смысле фестиваль для Беларуси знаковый, старейший и авторитетнейший. Мы долгое время не имели возможности общаться, сейчас, может быть, ситуация начнет исправляться. Я переживаю за нашу театральную молодежь. Раньше были творческие командировки в Москву, Ленинград, мы имели возможность видеть лучшие спектакли своего времени. У них ничего этого нет. Как расти актеру, набираться мастерства, если он не смотрит серьезные работы, не видит творчества коллег? Мне бы хотелось, чтобы на наши фестивали вернулось общение в прежнем формате, чтобы мы не приезжали на один вечер, а оставались смотреть чужие спектакли, обсуждать их. Отдельно хотела бы поздравить с победой на «Белой Веже» Республиканский театр белорусской драматургии, в котором работает много моих друзей, и авторский коллектив спектакля «Шлюб з ветрам» с участием народной артистки Беларуси Татьяны Мархель. ­
РТБД сегодня уверенно выбрал свое эстетическое направление, смело экспериментирует и разговаривает со зрителем на современном языке. 

Трудно первые 50 лет

Михаил Ковальчик.
После показа спектакля «Свадьба в стиле ретро» Белорусского государственного академического музыкального театра на «Белой Веже» состоялось чествование режиссера спектакля, главного режиссера коллектива, заслуженного деятеля искусств России Михаила Ковальчика. Ровно 50 лет назад в сентябре 1971 года выпускник Белорусского государственного театрально‑художественного института Михаил Ковальчик приступил к выполнению обязанностей режиссера‑постановщика Брестского областного драматического театра. Именно в Бресте началась долгая и насыщенная творческая жизнь режиссера многих известных постановок в Беларуси и России. 

Режиссер подарил брестскому коллективу уникальную книгу «Наталия Гайда. Примадонна: штрихи к портрету». 
Кстати, народная артистка Беларуси Наталия Гайда также стала гостем «Белой Вежи» и сыграла одну из главных ролей в спектакле «Свадьба в стиле ретро». 

— Михаил Станиславович, как, на ваш взгляд, меняется «Белая Вежа»?

— Фестиваль не может не меняться, потому что меняется сам театральный язык, зритель, скорость восприятия. Появилось больше динамики как в нашей жизни, так и спектаклях. Я лично не мог пропустить «А.Л.Ж.И.Р.» Тбилисского русского театра имени Грибоедова в постановке Автандила Варсимашвили. Это мой фаворит. Считаю, что у Варсимашвили получилось серьезное и масштабное историческое высказывание. Я рад, что мы имеем возможность смотреть тбилисские спектакли на белорусских фестивалях в Бресте и Могилеве. 

Итоги «Белой Вежи»

Экспертный совет XXV Международного театрального фестиваля «Белая Вежа» лучшим спектаклем программы назвал постановку Республиканского театра белорусской драматургии «Шлюб з ветрам» режиссера Евгения Корняга. Лучшим актерским ансамблем «Белой Вежи» — артисты ереванского спектакля «Гардения». Дмитрий Чуйков стал исполнителем лучшей мужской роли в создании образа доктора Полякова в спектакле Евгения Корняга «Записки юного врача» Белорусского государственного театра кукол. Лучшей актрисой названа Ирина Лебсак за роль в «Осенней сонате» Национального академического театра русской драмы из Алматы. Специальных дипломов фестиваля удостоены тбилисский спектакль «А.Л.Ж.И.Р.», народная артистка Таджикистана Сайром Исоева и коллектив Государственного академического театра классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василева.

Сцена из спектакля «Шлюб з ветрам». Республиканский театр белорусской драматургии.
ФОТО SB.BY

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter