Чуть помедленнее, мода, чуть помедленнее…

Когда Махатма Ганди повел народ Индии на борьбу против британских колонизаторов, одной из первых вещей, к которой он призвал соотечественников, было отказаться от английских товаров, сесть за прялки и самим шить себе одежду. И практиковал — прял ткань для традиционного дхоти и, посмеиваясь, говорил, что ткани для него, к счастью, нужно немного. Несколько лет назад в китайской провинции Юньнань я побывала в горной деревне Тунлэ (дорог нет, три часа пешком в горы), в которой живет народ лису. Мы с мужем оказались, само собой, первыми (и думаю, долго останемся единственными) белорусами, которые там побывали. Да за всю историю деревни туда приходили 17 иностранцев. Женщины гордо демонстрировали свои прялки и одежду, пошитую из сотканной на них ткани (чувствуется, как по делу здесь это звучит: сотканная ткань): красиво, прочно, экологично. Хотя про «экологично» они, кажется, не говорили. Возможно, из‑за незнания того, как это важно для остального мира: в их деревне все экологично — и отсутствие дорог, и отсутствие электричества, и натуральное фактически хозяйство, и проживание хозяев и скота под одной крышей. Платья свои и юбки, сшитые из домотканой материи, местные жительницы носят годами и нередко передают дочкам в наследство. К этой схеме нам всем стоит присмотреться: о медленной моде в противоположность быстрой и массовому рынку за год пандемии стали говорить громче и настойчивее. 

В 2019 году ООН заявила, что модная индустрия ответственна за 8—10 процентов глобальных выбросов углекислого газа. 
А если учесть, что это тяжелый многочасовой труд, вредные химикаты (красители для тканей) и всепобеждающий полиэстер, который разлагается более 200 лет, то понятно: мода — бич для планеты. Значит, нам пора садиться за прялки? Отличный, в принципе, вариант, но, подозреваю, не для всех. А вот сделать свою одежду более экологичной можно. Самое простое — исключить полиэстер, хотя сделать это крайне сложно, особенно если вы покупаете спортивную одежду. А ее сейчас покупают, кажется, все: чем больше людей переходит на дистанционную работу (я на такой последние 20 лет), тем более популярными становятся спортивные костюмы. Я и сама шарю по интернет‑магазинам, понимая: пора обновить гардероб для выхода в тренажерный зал и особенно в лес. У нас вокруг дачи знаете какой лес? Очень хоженый, и люди в нем сплошь ухоженные, и костюмы у них приличные. Надо соответствовать: мы здороваемся, даже если не знакомы.

Но если я не могу напрясть ткани для своего костюма, я могу хотя бы выбрать правильный — чтобы экологично и этично. Понятие этики сейчас актуально и для моды тоже. Ну, чтобы рабочий день у трудящихся на азиатских пошивочных фабриках соблюдался и так далее. 

В 2007 году экоактивистка (да, и до Греты Тунберг были в мире такие люди) и журналистка Кейт Флетчер придумала термин slow fashion (медленная мода) в противовес масс‑маркету — тому самому, появления которого мы так долго ждали в Минске. Дождались. В принципе, это нормально. Я помню, как лет 15 назад в Пекине мы ждали того же самого, правда, по совсем другим, чем в Минске, причинам: в надежде на европейские, а не китайские размеры, которые не учитывают ни грудь нашу, ни наличие талии, ни размах бедер. Надежды не оправдались. Они в магазинах вообще редко оправдываются. 

В Великобритании, стране победившего масс‑маркета, каждый житель ежегодно покупает 26,7 кг одежды. Я там жила и тоже поддалась лихорадке скидок, когда одежда покупается, скорее, на вес, чем на фигуру. В Китае меня лихорадило первые года три, а потом, в очередной раз осторожно приоткрывая шкаф (осторожно — чтобы ничего не свалилось на голову), перебирая затаившиеся в нем богатства и понимая, что надеть по‑прежнему нечего — каюсь, каюсь, — я просто перестала покупать. Только когда действительно надо. Только то, что меня украшает. Недавно я сдавала джинсы в магазин, и в графе о причине сдачи честно написала: «Они меня не украшают». И только одну вещь в сезон: один свитер, который потом ношу не снимая и всякий раз слышу, как он мне идет, одни джинсы, которые так красиво облегают самое модное сейчас у женщин место, что иногда я думаю, если бы меня в этих джинсах увидела Ким Кардашьян — та самая, которая ввела моду на это самое место, — она бы сдохла от зависти, хотя и посмеялась бы над мелким размером. Просто я не знала, что этот мой новый подход — знаете, сколько экономится времени? — называется медленной модой. Это когда одежда качественная, а ее дизайнеры хотят, чтобы она служила мне как можно дольше. С точки зрения масс‑маркета и индустрии сам посыл неверный, ведь если вещь прослужит мне годы, я долго не пойду покупать новую. Но медленная мода — это про то, чтобы я и планета были довольны, желательно не только до первой стирки, но и много раз после. 

Понятно, многие считают, что медленная мода — дорогое удовольствие и не всем по карману. А если посчитать стоимость одного использования? Чем дольше вы носите одну вещь, тем дешевле для вас она оказывается.

Да и не настолько мы богаты, чтобы покупать так много дешевого. Помедленнее доставайте свои кошельки, помедленнее. 

plesk@sb.by

День, который изменил многое

Мы носим одежду для того, чтобы выразить свою индивидуальность, и редко задаемся вопросом о происхождении этих вещей: откуда они, кто и как их создал? Для того чтобы мировая общественность обратила внимание на проблемы этики в модной индустрии, потребовалась настоящая трагедия.

24 апреля 2013 года под рухнувшим зданием комплекса текстильных фабрик «Рана Плаза» в Дакке, Бангладеш погибло 1133 человека и более 2500 получили ранения. Катастрофа стала крупнейшим по количеству жертв обрушением здания в современной истории (за исключением обрушения Всемирного торгового центра в результате терактов 11 сентября 2001 года).


В память о жертвах катастрофы «Рана Плаза» британская экоактивистка, создательница первой в мире марки этичной одежды и украшений Pachacuti и пионер движения «Справедливой торговли» Кэрри Сомерс предложила объявить 24 апреля ежегодным Днем модной революции.

В этом году в День модной революции всех потребителей снова призывали задуматься над вопросом: «Кем создана ваша одежда?»

24 апреля 2013 года была сделана фотография, которую ее автор назвал «Заключительные объятия». На снимке запечатлены жертвы обрушения в Бангладеш. Кадр был отмечен на многих международных фотоконкурсах.

Неужели мода действительно требует жертв?
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter