Чудотворный образ

Святой заступнице — Барколабовской Божией Матери — верующие поклоняются более 350 лет. Даже само появление этой иконы в старинном местечке на Быховщине расценивается как чудо. По легенде, отряд князя Пожарского в 1659 году, возвращаясь из Польши, остановился в монастыре на постой. В его обозе хранился образ Божией Матери, защищавший воинов в боях. Но когда на следующий день надо было вновь отправляться в дорогу, повозка со святыней так и не смогла тронуться с места. Тогда Пожарский понял: икону надо оставить в монастырском храме.

Икона Барколабовской Божией Матери после долгих скитаний вернулась в Свято-Вознесенский женский монастырь, возрождение которого в Быховском районе началось три года назад.

Святой заступнице — Барколабовской Божией Матери — верующие поклоняются более 350 лет. Даже само появление этой иконы в старинном местечке на Быховщине расценивается как чудо. По легенде, отряд князя Пожарского в 1659 году, возвращаясь из Польши, остановился в монастыре на постой. В его обозе хранился образ Божией Матери, защищавший воинов в боях. Но когда на следующий день надо было вновь отправляться в дорогу, повозка со святыней так и не смогла тронуться с места. Тогда Пожарский понял: икону надо оставить в монастырском храме.

Помогла стать мамой

Но куда большим чудом верующие считают то, что икона, написанная в XVII веке, пережила все выпавшие на долю местных жителей войны и революции. Жители села Барколабово рассказывают: когда в двадцатые годы прошлого века большевики закрыли монастырь, чудотворный образ сохраняли монахини и простые люди. Его прятали под штукатуркой в домах, на чердаках и даже в стогах сена. Уже после Великой Отечественной он попал в Свято-Троицкую церковь Быхова.

— Люди всегда приходили поклониться иконе Барколабовской Божией Матери, — рассказал мне настоятель этого храма отец Николай. — Очень многие обращались с просьбами об исцелении. Особенно часто ей молились женщины, у которых не получалось стать мамами.

Некоторые семьи, ранее считавшиеся бездетными, позже приходили в храм с малышами, чтобы поблагодарить святую заступницу за то, что их надежды и чаяния были услышаны. А одна женщина, приезжавшая на службы из Могилева, утверждала, что избавилась от онкологии.

— Чтобы увидеть икону, поделиться с Божией Матерью своей болью, попросить за близких, люди едут не только из разных областей Беларуси, но и из России и Польши, — поведал отец Николай.

Верующие уверяют: прикасаясь к образу, чувствуют необыкновенное тепло и умиротворение.

Монастырь возрождают всем миром

В свое время Свято-Вознесенский женский монастырь в Барколабово был известен всей православной Европе. Но даже осиротев в суровые годы борьбы с религией, он еще долго оставался приютом для людей. Сначала бывшие кельи монахинь обживали ребята-беспризорники. Позже здесь была сельская больница. А в восьмидесятых годах прошлого века на монастырской земле ненадолго «прописался» детский оздоровительный лагерь, но затем закрылся и он. Возможно, на истории обители могла быть поставлена точка, если бы летом 2008 года на древнюю землю не вернулись инокини, чтобы воссоздать монастырь и вернуть чудотворную икону на некогда выбранное ею же место.

С их появлением в село вновь проложили дорогу православные верующие, помнящие о том, что здесь в XVII веке была написана знаменитая «Баркулабовская летопись». Землю, где когда-то располагался монастырь, местный сельсовет без лишних проволочек «отписал» Могилевской епархии. За короткое время жительницы обители при помощи местных властей и общественности открыли здесь Иоанно-Предтеченский храм, поставили временные кельи, трапезную. А сегодня для монахинь строится более основательное жилье.

— Мы передали в пользование монастыря несколько старых деревянных зданий, — рассказал председатель Барколабовского сельского Совета Иван Скрипцов. — Постоянно принимаем участие в организации Крестных ходов, фестивале православной культуры «Кладезь», маршрут которого проходит в том числе по нашей территории. Желающих поклониться чудотворной иконе много, и нужно позаботиться о том, где и как люди могут отдохнуть, что поесть.

Сами монахини не сомневаются: их молитвы нужны людям.

— Они не только очищают души, но и окрестную территорию, что особенно важно, — поделилась матушка Иоанна. — Наверное, поэтому, несмотря на трудности, не оскудевают пожертвования на возведение монастыря. Нам помогают жители района, предприятия, организации. Мы всем благодарны и верим: придет время, и это вернется сторицей.

Каждому по вере

Постепенно в монастырь возвращаются и иконы. Одну из них — икону Серафима Соровского — передали местные жители. Икону Святителя Василия и Григория Богослова привезли из Минска.

Но самым важным событием для верующих стало возвращение в обитель в позапрошлом году образа Барколабовской Божией Матери. Народная молва рассказывает множество историй о его чудотворной силе. Считают, что именно икона в оккупацию спасла местных жителей от жестокой расправы. Немецкие каратели уже собрали народ на расстрел, но, по непонятной причине, смертников вдруг решили отпустить. Когда позже сельчане узнали о массовых злодеяниях, которые фашисты сотворили в соседних деревнях, еще больше уверовали: их спасло то, что бывшая монахиня, сохранившая образ, попросила Барколабовскую Божию Матерь о спасении людей. И та заступилась!

Верующие утверждают, что видели, как некоторые списки чудотворной иконы даже мироточат. Отец Николай уточнил: настоящий образ Барколабовской Божией Матери — во всяком случае, во время его пребывания в Свято-Троицком храме — не «плакал». Но при этом отметил: «каждому дается по вере его». То есть святыня помогает тем, кто искренне верит в исцеление и молится.

Жители района вспоминают историю про тяжелобольного мальчика, который благодаря Барколабовской Божией Матери смог избавиться от непростого недуга. И не скрывают: в трудные минуты или просто перед важным для себя делом идут к образу — и беда отпускает, начинания завершаются успехом.

История тоже свидетельствует: паломники приходили в Свято-Вознесенский монастырь издавна. А о чудесах, которые явила икона, первые сведения начали появляться в период Северной и Первой отечественной войн. Крестьянки Могилевской губернии на храмовые праздники покупали в монастыре сделанные из воска фигурки животных и прикладывали к образу Барколабовской Божией Матери. А затем приносили их домой — как знак защиты от болезней домашней живности. Также известно, что в 1900-м, после Крестного хода с образом, в здешнем селе прекратился падеж скота.

Риза для иконы

Когда-то величие чудотворной иконы подчеркивала еще и праздничная риза. Но за годы гонений этот «парадный наряд» Барколабовской Божией Матери был утрачен. И сейчас монахини Свято-Вознесенского женского монастыря намерены вернуть святыне ризу, а людям подарить еще большее ощущение праздника. Сбор пожертвований на украшение для иконы уже начался. Предполагается, что восстановленная риза, как и раньше, будет покрыта серебром и позолотой.

— Но важнее всего, что этот один из самых почитаемых верующими образов Божией Матери опять на своем месте и продолжает служить людям, — считает могилевская пенсионерка Валентина Кострица. — А все мы в любое время можем ему поклониться.

Валентина Михайловна дважды ходила с Крестным ходом в Барколабово. Говорит: в первый раз не верила, что пройдет пешком от областного центра до монастыря около трех десятков километров, потому что ноги болели.

— Оказалось — не только преодолела это расстояние, но и от хвори избавилась, — уверяет Кострица.

Престольный праздник Барколабовской иконы Божией Матери, который приходится на конец июля, с каждым годом собирает все больше людей. Кого-то приводит сюда вера, кто-то жаждет чуда исцеления. Есть и просто любопытствующие. Но практически все уверены в одном: то, что святыня однажды решила остаться в Барколабово — не случайность. Значит, она знает, что ее место именно здесь. Верующие не сомневаются: на этот раз заступница вернулась в монастырь навсегда.

Светлана МАРКОВА

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter