Чудотворная заступница

ПО ПРЕДАНИЮ, икону написал сам святой евангелист Лука в Иерусалиме, в Сионской горнице. В 66—67 годах, во время нашествия римских войск, христиане вместе с другими святынями перенесли образ в местечко Пеллу, где долгое время сохраняли его в пещере. В 326 году, когда святая царица Елена прибыла в Иерусалим поклониться святым местам, ей подарили эту икону. Пять веков святыня находилась в Царьграде в дворцовой часовне.

Ченстоховская икона Божией Матери — чудотворный образ, почитаемый как православными, так и католиками.

ПО ПРЕДАНИЮ, икону написал сам святой евангелист Лука в Иерусалиме, в Сионской горнице. В 66—67 годах, во время нашествия римских войск, христиане вместе с другими святынями перенесли образ в местечко Пеллу, где долгое время сохраняли его в пещере. В 326 году, когда святая царица Елена прибыла в Иерусалим поклониться святым местам, ей подарили эту икону. Пять веков святыня находилась в Царьграде в дворцовой часовне.

В конце XIII века галицко-волынский князь Лев Данилович (основатель города Львова) перевез образ в город Белз, находившийся на территории бывшей Червонной Руси. Там икона прославилась многочисленными чудесами. Одно из них произошло во время осады города татаро-монголами. Горожане, моля о заступничестве Пресвятую Богородицу, вынесли образ на городскую стену, и одна из стрел, выпущенных врагами, вонзилась в лик Царицы Небесной. Из раны на иконе потекла кровь, а татарами овладело полное помрачение: они стали убивать друг друга. Нападавших поразила страшная болезнь, и они начали умирать тысячами. Оставшиеся в живых в ужасе бежали от города. А на святой иконе остался знак треугольной формы, который сохранился и до сего дня.

В Белзе чудотворный образ находился в храме княжеского замка до 1377 года. Через некоторое время князь мазовецкий Владислав решил вывезти чудотворную икону в Силезию, в свои западные владения. По дороге он остановился на ночлег в бедной деревушке Частоховы (ныне город Ченстохов), на берегу реки Варты. Святая икона была помещена на ночь в приходскую церковь Успения Божией Матери, которая стояла на Ясной горе. На следующий день, когда Владислав хотел тронуться в путь со святыней, икону невозможно было сдвинуть с места. Тогда, упав на колени перед образом, Владислав стал молиться, прося вразумить его. И услышал глас Царицы Небесной, повелевавшей перенести святыню на Ясную гору Частоховы. При этом жители деревеньки рассказали князю Владиславу, что прежде на этом месте иногда виделось по ночам светлое сияние.

Через некоторое время князь построил на этом месте монастырь, а в 1382 году перенес туда чудотворную икону и отдал ее на сохранение монахам павликанского ордена. Для иконы был построен небольшой костел-каплица, как назывались в древности у поляков-латинян отдельно устроенные часовня или малый костел при большом храме, в котором икона хранится и в наши дни. В каменном храме чудотворная икона, предварительно закрытая, по латинскому обычаю, отдельной серебряной доской с изображением Богородицы, была подвешена на восточной стороне, прямо над главным престолом, на высоте около трех метров.

В течение нескольких веков иноземцы не раз пытались захватить святой образ. Когда на Ченстоховскую обитель напали гуситы и завладели монастырскими сокровищами, они посягнули и на чудотворную святыню. Один из врагов схватил икону и бросил ее на землю, после чего она распалась на три части, а второй ударил мечом. И в то же мгновение оба были наказаны: первый умер сразу, а у второго отсохла рука, которую он поднял на святыню. Остальные, присутствовавшие при этом, вскоре либо внезапно погибли, либо ослепли. А на образе так и остались следы от оружия.

О чудесах на Ясной горе в городе Ченстохове написаны целые книги, издаются журналы на многих языках.

В середине XVII века почти вся Польша была захвачена шведами. Но под Ченстоховским монастырем шведский король Карл Х Густав потерпел поражение. Помощь и заступничество Царицы Небесной подняли патриотический дух поляков, и война со шведами закончилась для Польши успешно. В том же 1656 году польский король Ян Казимир, возвратившись во Львов, обнародовал манифест, по которому поручал свое государство покровительству Божией Матери.

В 1717 году произошло значимое для Польши событие — «коронование» Ченстоховской иконы Богородицы. При огромном стечении народа была официально признана особая важность святой иконы для польской земли, а также чудотворная Божественная сила, проявляющаяся через нее. На главы изображенных на святой иконе Божией Матери и Младенца Христа были возложены короны, присланные из Рима Папой Климентом XI.

В дореволюционной России Ченстоховский образ Пресвятой Богородицы считался иконой, оказывающей особое покровительство Царственному Дому. С чудотворным образом связаны имена русских императоров — Петра I, Александра I, Николая I, Александра II, посетивших монастырь на Ясной горе или принимавших участие в его благоустройстве.

В России известно не менее одиннадцати чтимых копий чудотворного образа. Один из этих списков — Ченстоховская-Сокольская — прославился тем, что образ сам появился на чистом холсте у художника, который безуспешно пытался написать точную копию святой иконы.

 Еще один древний список с Ченстоховской иконы, по преданию, пожертвовал браиловский помещик М. С. Кропивницкий в Благовещенский женский монастырь в Виннице, основанный им в 1635 году. Сегодня образ находится в Троицком соборе Браиловского монастыря.

Нельзя не упомянуть еще об одном предании, в котором рассказывается, что, когда святую икону уносил в чужие земли князь Владислав, Богородица, не желая оставить народ без своей духовной поддержки, совершила чудо. В дороге, недалеко от деревни Турковицы (территория нынешней Беларуси), от иконы начало исходить сияние, и Божия Матерь явила еще один чудотворный образ, который позднее стал называться Турковицким-Ченстоховским. На этом месте и был основан женский Турковический монастырь.

В 40-х годах XIX века в Киево-Печерской лавре среди старой рухляди в монастырской кладовой был чудесно обретен список Ченстоховской иконы Божией Матери, который прославился исцелением больных, молившихся перед этим образом.

Празднование Ченстоховской иконы Божией Матери совершается православными 19 марта, а католиками — 26 августа.

Татьяна ПЕТРАШКЕВИЧ, «БН».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?