Чудо возвышает

Еще раз о том, зачем в столице нужен современный концертный зал

Современный человек постоянно окутан облаком электронных звуков. Мы смотрим телевизор, разговариваем по телефону, слушаем музыку с помощью всевозможных электронных устройств. В смутной тоске по живому звуку мы отправляемся на концерт. Но и здесь вместо натурального звучания нам подсовывают звуковую жвачку, прошедшую сквозь горнило усилителей, микшерных пультов и микрофонов.

Человек, питающийся колбасой и молочными десертами, зачастую уже не помнит, что существуют мясо и творог. Он думает, что мясо — это и есть столь любимая им колбаса. Лет 30 назад одна моя знакомая никак не могла поверить, что в оперном театре нет микрофонов. Для нее было непостижимо, каким образом человеческий голос, перекрывая грохот оркестра, без всяких усилителей долетает до верхних рядов галерки. А если певец — настоящий мастер своего дела, публика улавливает каждое слово и любое самое тонкое движение души.

Как это получается? И зачем это нужно, если можно пришпилить к одежде миниатюрный микрофон, которого публика даже не заметит?

Живой звук — это прежде всего чудо. Такое же, как балерина на пуантах или художник, движениями кисти воссоздающий на полотне целый мир во всех его подробностях. Людям нужно чудо. Оно их возвышает и вдохновляет на собственные свершения.

А еще живой звук — это самый верный отпечаток человека. Возьмем, к примеру, скрипку. Это волшебный инструмент, который преобразует в звук движение человеческой руки. Или труба, флейта, саксофон — это преобразованное в звук человеческое дыхание. Присутствуя в концертном зале, мы ощущаем вибрацию воздуха, которая и есть звук, и начинаем сами звучать. Как знать, сколько болезней излечивается этими целительными токами?

Если же музыка — даже классическая — звучит через усилитель, мы слышим не скрипку, не флейту, не голос, а мембрану динамика. Получившийся звук похож на скрипичный примерно так же, как ароматизатор «вишня» на вкус настоящей вишни.

К чему это я?

К тому, что на сегодняшний день в Минске есть всего девять залов, в которых можно слушать музыку без усилителей. Два зала — Большой и Малый — в Белорусской государственной филармонии. Два зала — оперный и камерный — в Большом театре. Концертные залы во Дворце профсоюзов, Доме офицеров, клубе имени Дзержинского, в которых музыка исполняется лишь эпизодически. Концертный зал «Верхний город». И, наконец, 266–местный зал академии музыки — единственный, который может похвастаться действительно хорошей акустикой.

Настоящий, качественный концертный зал — это фактически музыкальный инструмент. Недаром в XVII — XVIII веке оперные театры, как скрипки Страдивари, строились почти исключительно из дерева. Деревянными, по–видимому, были оперные театры Радзивиллов в Несвиже и Слуцке, отличавшиеся удивительной акустикой.

Позже люди научились строить замечательные концертные залы из камня. Большой зал Московской консерватории, открывшийся 7 (20) апреля 1901 года, вмещал первоначально 2.486 зрителей, ныне количество зрительских мест в нем сократилось до 1.737. Точно такой же конструкции зал открылся 5 ноября 1901 года в Варшаве.

Для минчан же филармонический зал еще долго оставался несбыточной мечтой. А когда в апреле 1963 года он, наконец, открылся, это было типовое здание Дворца культуры. Бросается в глаза удивительное сходство между Белгосфилармонией и Дворцом культуры камвольного комбината (ныне ДК «Лошицкий»). Беларусь считалась в ту пору «немузыкальной» республикой, поэтому тратиться на полноценный концертный зал в союзном правительстве сочли нецелесообразным. Неудивительно, что при каждом последующем ремонте именно акустика превращалась в главную проблему.

Теперь наша общественность мечтает о строительстве современного концертного зала. И эта мечта обязательно сбудется.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Ин, 45, Минск
К сожалению, государственный аппарат и большинство жителей Беларуси  представить себе не могут, что единственный на страну хороший концертный зал может быть важнее очередного торгового центра или ледового дворца .
а ссылки  просто для размышления...
http://www.meeting.lv/wheretogo/concert.php
http://www.novate.ru/blogs/220315/30520/

И зал необходим и много другое, что не измеряется "скидками"...
Александр,53,Бобруйск
А ведь и не ваша уже, между прочим, повариха ((((( любительнице классической музыки Юлии Андреевой!!!, невероятно, невероятно,мои мысли второй раз совпали с тезисами уже не нашей---имея столько залов,требовать ещё---имейте совесть,ведь действительно,чтобы потешить своё самолюбие,хватит и существующих,а деньги нужны на первоочередные проекты и проблемы.
ЕКАТЕРИНА, 50, МИНСК
Не нужен однозначно!!!!!  
Иван, 40, Минск
Поддерживаю, Юлия! Полностью. Всеми конечностями. Музыка, настоящая, живая музыка - это Таинство. Она - Чудо, которого так не хватает в жизни среднестатистического "по370-ного" беларуса. Пусть он (она) сам этого не понимает. Пусть даже и не хочет понимать сегодня, когда загнан в треугольник выживания "Работа-магазин-унитаз". Но ответьте, комментаторы-беларусопитеки, отчего вы не возмущаетесь, когда на развалинах нашей истории (крайний пример - Бобруйск) строят очередное ледовое пугало, которое не окупится ничем и никогда? И еще запомните вот что:
1. Народ, не интересующийся своей историей и культурой, перестает существовать. Просто разлагается, как труп. Хотите этой судьбы своим потомкам? Тогда продолжайте кричать "ня нада!" на любую инициативу, приближающую папуасов в центре Европы к мировой культуре.
2. Выбор между колбасой и культурой в пользу колбасы означает, что в скором времени и ее, колбасы, не станет. Ибо культура (и музыка как ее неотъемлемая часть) - это не абстрактное слово, а "Служение Свету", борьба с энтропией, движение вперед в постижении мира, совершенствование способности к эмпатии, обобщению и творческой переработке информации, без чего немыслимы открытия и прорывы в любой области, столь необходимые ныне Беларуси.
3. На какое уважение, в том числе и от зарубежных партнеров, может рассчитывать человек, сообщество, страна наконец, отвергающие достижения не только мировой культуры, но и собственных предков? Какую роль займет эта общность в меняющемся мире, где интеллект и творчество становятся генераторами не только идей, но и головокружительных стартапов, роста новых компаний с миллиардными оборотами?
Те, кто начинает диалог о культурных инициативах с "не трэба", достойны кирки и мотыги. И тому в человеческой истории много примеров. Как, впрочем, много и примеров обратных.
Ин, 45, Минск
К сожалению, государственный аппарат и большинство жителей Беларуси  представить себе не могут, что единственный на страну хороший концертный зал может быть важнее очередного торгового центра или ледового дворца .
а ссылки  просто для размышления...
http://www.meeting.lv/wheretogo/concert.php
http://www.novate.ru/blogs/220315/30520/

И зал необходим и много другое, что не измеряется "скидками"...
Иван г.Кричев
Конечно такого количества разных концертных площадок мало в Минске? А почему не построить что-то подобное в
других городах? Большинство таких залов в регионах построено еще в 70-е года и уже давно не соответствуют никаким
требованиям. Так что пора бы подумать о областных городах,например Могилеве и некоторых районных центрах.
А то уже стыдно становится перед артистами,которые дают концерты в таких РЦК как в Кричеве.Цивилизация здесь
остановилась с развалом СССР.
Светлана, 53, Харьков
Нужен. Однозначно!
Александр,53,Бобруйск
Иван, 40, Минск, культура собственных предков не соответствует вашим заявлениям и утверждениям,бо наши предки не пели в концертных залах,но пели в живой природе......Более того,то количество ,,знатоков,, и любителей классической музыки,каковое присутствует в населении нашей страны не заполняет те залы,которые есть...... Про колбасу,раз уж так утрируете---она на деревьях не растёт-это раз,а не съевши колбасы,вам вряд-ли захочется петь,при том,богема у нас любит кушать только изысканные блюда-мраморную говядину,например...... Ежели в Бобруйске вместо стадиона построили концертный зал,то его бы ждала та же участь,что и Бобруйск-арену---пустой зал,разве,что пригонять стали бы школьников и студентов,как на спортивные состязания. Так что говоря о классической музыке не говорите за весь народ. Надо исходить из принципов разумности во всём,а то вот Иван из Кричева тоже хочет новый концертный зал,а за ним захотят и остальные райцентры и что тогда???
Александр,53,Бобруйск
Светлана, 53, Харьков, о,Вы переехали к нам на ПМЖ??? Ладно,хватит,как говорят,собачиться,давайте серьёзно,с чувством с толком с расстановкой---указано в статье,что всего девять залов в столице,указано,что до половины из них вовсе пустуют и означает сие,что народ ещё не созрел,чтобы строить супер современный концертный зал для живой музыки,как писано в статье про скрипку(мой присной памяти дедушка был замечательный скрипач в своё время его знала вся республика)---не каждому дано,поэтому снобизм и спесь в этом вопросе не приемлю ни в какой форме. Вам хочется живой музыки-плиз,но,если в новом зале на тысячи мест будет сидеть 200 человек,то как это назвать??? Давайте так--- когда общество созреет,тогда и можно подымать вопрос о строительстве. Дедушка на скрипке играл белорусскую и польскую музыку---заслушаешься,а кто у нас культивирует нашу прежде всего музыку??? .......не тревожь мне душу скрипка,я слезы не утаю.....,полонез Огиньского,,Лунная соната,, Бетховена и много,много чего,но опять же повторяю,прежде всего наше,а мировое после.......
Александр,53,Бобруйск
Вспомнилось вот-под Цилинскую построили велотрек,а заниматься больше этим видом спорта молодёжи не стало---это специфический спорт. Классика-она не всем понятна,а потому нельзя обижать людей с иными вкусами.
Александр,53,Бобруйск
Напротив моих окон школа,в которой сейчас лагерь,так за десятилетия я ни разу не услышал,когда у них зарядка или другие мероприятия белорусских оттенков,классики,всё больше забугорная поп-са..... Для них концертный зал для живой музыки не нужен.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?