Чудо в перьях

Корреспондент «СБ» так и не рискнул оседлать страуса, зато испытал на себе гнев самых больших птиц и едва не лишился любимых часов
Корреспондент «СБ» так и не рискнул оседлать страуса, зато испытал на себе гнев самых больших птиц и едва не лишился любимых часов

Жаль, но яичницу размером с две сковородки мне попробовать не удалось! А еще так хотелось впиться зубами в сочный шашлык из страусятины! Наверняка вы подумали, что мне довелось побывать где–нибудь в африканском заповеднике во время сафари? Отнюдь! Тогда в Южной Калифорнии? Снова не угадали. Дело было под Кобрином, на страусиной ферме.

Уж не знаю, как бы я писал сейчас этот репортаж, если бы черный африканский страус все же разозлился на меня. Представляете 150–килограммовую птицу, разъяренную тем, что в ее владения беспардонно вторглись чужаки? Двухметровое пернатое весом с годовалого теленка и головой, похожей на утюг, к которому накрепко приварен клюв–плуг, может в две секунды раскроить человеку голову. Добавьте к этому две мускулистые ноги, которые способны развить скорость до 60 километров в час, и вы поймете, почему я так и не отважился зайти в загон к этим «нежным» созданиям.

Особенно агрессивны самцы. Не раз работникам фермы приходилось срочно ретироваться и искать укрытие в безопасном месте. Разозлившийся страус может лягнуть ногой так, что мало не покажется: одна из птиц в приступе ярости как–то пробила своим когтем деревянную дверь.

— А вообще–то страусы жутко любопытные и в то же время трусливые настолько, что некоторые из них, особенно молодые, могут получить инфаркт, — рассказывает экскурсовод Светлана Синюк. — Недаром у них мозг весит меньше глаза. Увидит что–то блестящее — так и норовит проглотить. У зоотехников как–то пропала связка ключей. Затем загадочным образом исчезли часы, цепочка. С ног сбились искать, пока не догадались, что несъедобные предметы находятся в желудках у страусов. Но главное заблуждение: дескать, они из–за страха засовывают голову в песок! Ерунда! Страус, может, и бестолковый, но не настолько. Ему легче убежать от опасности.

Нет, все–таки любопытство погубит этих птиц! Они вытаращились на меня сквозь свои мохнатые густые ресницы и явно нацелились на шнурки от ботинок. А стоило немного зазеваться, как страусиха–клептоманка позарилась на мои часы, и я едва успел отдернуть руку. Еще эта дурацкая привычка пробовать все на зуб. Ах да, простите, совсем забыл, что у страусов нет зубов. Но щипаются они чертовски больно, почти как плоскогубцами. Самое сложное испытание — пройти между двух загонов. Двухметровые махины сопровождают меня с обеих сторон на расстоянии метра, словно конвоиры в тюремном дворе. Не могу избавиться от мысли, что одно неверное движение и меня могут заклевать до смерти. Обошлось...

— Ну а как им наши 20–градусные морозы? Неужели не замерзнут? — засомневался я.

— Да им самые лютые зимы нипочем, мы даже не отапливаем ферму, — подходит к вольеру менеджер Глеб Богомолов. — А на снегу они... танцуют. Потрясающее зрелище! В еде неприхотливы — за милую душу лопают летом траву, а зимой — сено, ну и специальный комбикорм, конечно. Словом, нормальные белорусские страусы! Если учесть, что от одной птицы весом 90 килограммов можно получить около 35 килограммов мяса, полтора квадратных метра кожи, около 2 килограммов перьев и 2 килограмма жира, то все затраты окупаются.

Конечно, страусов у нас разводили и раньше. Но фермеры скорее покупали диковинную птицу потехи ради: повеселить округу да похвастать перед соседями. Промышленным разведением, да еще с таким размахом, доселе еще никто в Беларуси не занимался. Представьте: огромная ферма раскинулась на 65 гектарах, а в ее загонах сейчас разгуливают более 250 страусов.

— Во время поездки в Бельгию я случайно попал на ферму, где разводят этих громадных птиц, — вспоминает директор фирмы Муса Шоров. — Меня как бизнесмена заинтересовала в первую очередь рентабельность предприятия: цены на мясо, кожу, жир. Выяснилось, что буквально каждый сантиметр туши можно продавать. Из кожи, например, шьют модные туфли. Пара фирменных стоит около полутора тысяч долларов. Жир незаменим при создании уникальных лекарств. Мясо и яйца на радость гурманам поступят в супермаркеты и рестораны. Для варьете у нас есть перья. Еще и экскурсии можно по ферме проводить. Это в самом деле прибыльно!

А недавно Евросоюз запретил ввоз птиц из Африки. И холеные европейцы, привыкшие ужинать отбивными из страусятины, затосковали по изысканному деликатесу. Поэтому белорусские страусы сейчас могут прийтись как нельзя кстати на европейском рынке.

Впрочем, и среди белорусов клиентов хоть отбавляй. Перья раскупают на ура, особенно ребятня, которую регулярно привозят на экскурсии. Сколько стоит страусиный ассортимент? Перо — доллар, яйцо обойдется в 20 у.е., за килограмм мяса, которое по вкусу напоминает говядину, придется заплатить от 28 до 43 тысяч рублей. Страусиное яйцо очень похоже на мяч для игры в американский футбол. Скорлупа прочная, и чтобы ее просверлить, обычно используют дрель. Затем яйцо попадает под кисть художников, а их фантазия уже малюет диковинных чудищ или морские пейзажи. И получается, скажу вам, ничуть не хуже, чем у Фаберже!

Как только слух о страусиной ферме разошелся по всей округе, пожаловали и необычные клиенты. Как–то приезжали нувориши. Супруга одного бизнесмена вздумала на день рождения подарить благоверному страуса. Парочка темпераментно размахивала долларовыми купюрами и всерьез собиралась погрузить птицу в джип. Пришлось объяснять, что содержать страуса куда сложнее, чем волнистого попугайчика. Раздосадованные супруги уехали домой ни с чем. Подкатывали на «бумерах» крутые минские и брестские парни. Те в основном покупали страусиные яйца и мясо для шашлыка на пикники. А на днях звонили из Минска, договаривались о поставках страусятины в магазины.

По рассказам выходит, что разводить страусов едва ли не выгоднее, чем свиней или коз. И вскоре это будет не экзотика, а нормальная практика в каждом фермерском хозяйстве. Но так ли это на самом деле?

— Выглядит страусиная затея, безусловно, заманчиво, но пока все в диковинку, свежо и необычно, — считает директор Института зоологии НАН Михаил Никифоров. — Поэтому и прибыльно. Но вряд ли такие фермы заменят традиционное животноводство.

А пока на необычной ферме под Кобрином планируют построить ресторан, в котором можно будет после экскурсии отведать яичницу или котлетки из страусятины. Возможно, устроят катание верхом на пернатых. А еще хотят увеличить количество этих громадных птиц до тысячи штук.


Комментарий

Страус в среднем живет около 70 лет. Взрослый самец весит около 120 — 150 килограммов, а его рост — 180 — 230 сантиметров. Страусиное яйцо весит 1.500 граммов. Чтобы приготовить его вкрутую, нужно варить не менее 75 минут.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter