Уникальные глиняные игрушки Витебщины могут включить в список нематериально-культурного наследия Беларуси

Чудо в глине

Уникальные игрушки Витебщины могут пополнить список нематериально-культурного наследия Беларуси. Среди них — антропоморфная свистулька-погремушка, найденная в Бешенковичском районе. Экземпляр, без сомнений, аутентичный и необычный
Об этом ведем беседу с талантливым мастером, директором Бешенковичского районного Дома ремесел Олесей Овчинниковой, влюбленной в свое дело. К слову, в минувшем марте она стала лауреатом почетного звания «Человек года Витебщины». Награда — по заслугам, а ремесло, которым умелица занимается вот уже 17 лет, по душе.

Фото Антона Степанищева

В  выставочном зале Дома ремесел светло, уютно и ярко. Из разных углов глядят работы местных мастеров и экспонаты, собранные ими во время этнографических экспедиций: узорные рушники, всевозможная утварь, старинный сундук. Есть и настоящие жемчужины. Олеся Ивановна бережно, как хрустального, берет в ладонь того самого архаичного человечка. Возраст свистульки, а заодно детской игрушки-погремушки, впечатляет — около 500 лет. 

— Мы называем ее просто «улльский человечек» — по месту, где фигурку впервые увидели, — вводит в курс дела собеседница. — В нашем Доме ремесел — восстановленная мной реплика. Подлинник «живет» в частной коллекции. Это чудо из глины выделяет редкая антропоморфная форма. Что-то похожее можно пересчитать по пальцам одной руки не то что на Витебщине, в стране. 

«Улльского человечка» принесла вода. В IX—XI веках через Бешенковичи по реке проходила часть торгового пути «из варяг в греки». Но находку из глины датируют примерно XVI веком. Дело в том, что местный любитель истории, музейщик Александр Мачульский обнаружил ее в Западной Двине по соседству с монетами 1560 года. Так что, возможно, эксклюзив еще старше, чем думают. В Бешенковичах свистульки растут прямо из земли, шутит наша героиня:

— Первую, в виде баранчика, лет 10 назад я случайно откопала в собственном огороде. По ее виду, фактуре можно было предположить, как выглядели схожие работы. Потом была лошадка, а недавно — тот самый человечек-«волот». Когда мы стали раскручивать эту антропоморфную свистульку в СМИ, узнали еще об одной. Местный житель Сергей Брыль набрал мой номер и поделился: разбирая старый фундамент в деревне Пироги, наткнулся на что-то любопытное. Так этим летом наши фонды пополнила игрушка-свистулька в виде всадника. Всадник — традиционная славянская игрушка, в основе которой — образ языческого бога солнца Ярилы. 

Тот самый улльский человечек.

Кстати, от этого же знакомого Олеся Овчинникова узнала, что «улльский человечек» не одинок. Лет семь назад Сергей нашел в реке его «брата-близнеца», которого передал родственнику в Карелию. В Доме ремесел искренне надеются, что игрушка с историей вернется домой. А еще рассуждают, что фигурка, дважды оказавшаяся в реке, — уже не простая случайность. Вдруг предки приносили символическую жертву, задабривая речных богов? Все-таки сакрального смысла таких изделий никто не отменял. 

Бешенковичские свистульки отличает еще и то, что они расписаны ангобами — светлой глиной с пигментами. В Доме ремесел ее изготавливают самостоятельно, покупая глину, которая при обжиге отдает светлый оттенок, а дальше присаживают местной. Если условие не соблюсти, то разные по структуре материалы отторгнут друг друга. 

Свистульки — это, конечно, интересно, но мелкая пластика мастерице тоже близка:

— Люблю лепить людей, животных, каждый раз придумывать что-то этакое. Например, в планах — воплотить в глине наших белорусских мифологических персонажей. Немного обидно, что знания о них обычно ограничиваются домовиком да русалками, а ведь бестиарий славянской мифологии насчитывает больше 500 (!) существ. Начать хочу с водяника, чей образ уже представляю. Нравится мне и роспись по стеклу, которая дарит особенный полет фантазии. 

Олеся Ивановна умеет заинтересовать. Все потому, что горит сама. Плюс сказывается творческая жилка. Ее прадед Дмитрий Максимов был в Бешенковичах прокурором, а еще… известным в регионе музыкантом-самоучкой. Не только виртуозно владел инструментом, но и делал цимбалы, скрипки, балалайки… Кстати, родная сестра Олеси Татьяна Красикова подхватила мелодию предков и сегодня возглавляет в райцентре ансамбль виолончелистов «Кантабиле». Две дочки Олеси Ивановны — 13-летняя София и 8-летняя Маргарита — тоже в коллективе и теме. Максим Максимов, еще один ее прадед, был уникальным мастером инситного искусства, продолжает собеседница:

— Его знали и как живописца, и как талантливого резчика по дереву. Большая коллекция его работ находится в музее в Витебске. Моя бабушка Анна Масалова прекрасно вышивает крестиком. Дед Иван Афанасьевич был человеком мастеровым, построил дом, украсил его чудесными балясинами… Так что мне есть на кого равняться: вдохновение черпаю в родном крае и близких. 



В ТЕМУ

Несколько реконструированных свистулек XIX—XX веков, найденных на территории Витебской области, претендуют на включение в Список нематериального культурного наследия Беларуси. Необычные игрушки родом из исторически сложившихся гончарных центров — Дубровенского, Бешенковичского, Сенненского и Витебского районов. 

Лучший способ популяризовать традиционное наследие — познакомить с ним лично, то есть вживую. На Витебщине это можно сделать, например, во время международного фестиваля искусств «Славянский базар». В дни форума проводят конкурс мастеров по керамике и гончарству «Глiна спявае». Свой собственный конкурс, тоже с мастер-классами и полным погружением в тему, есть и в Дубровно — «Салавейка». Регион издавна славился глиняными промыслами. В Дубровно даже была улица Гончарная. Там в ХХ веке жила самобытный мастер Анна Марачёва, имя которой занесено в энциклопедию народного искусства Беларуси, а работы хранятся даже в Государственном музее этнографии Санкт-Петербурга. 

КОМПЕТЕНТНО

Людмила Вакар, ведущий методист Витебского областного методического центра народного творчества:

— В каждом уголке Беларуси найдутся игрушки-свистульки. В них, словно в зеркале, отражается жизнь наших предков. Другое дело, что артефакты отличаются друг от друга пластикой, иными нюансами. В настоящий момент мы нацелены реконструировать ту игрушку, которая находится в музейных собраниях. Причем делаем все точь-в-точь. Свистульки, вышедшие из-под пальцев современных мастеров, — копия тех, которые были на Витебщине в начале ХХ века. Этим наш северный регион отличается от остальных, где в большинстве своем, изучая народную игрушку, умельцы стремятся создать на этой основе что-то свое, авторское. Мы же делаем ставку на архаику, то, что пришло к нам из глубины веков и не должно быть утрачено. Конечно, в будущем хотим расширить тематику за счет персонажей местечкового городского базара. Такой сюжет позволяет до бесконечности обыгрывать варианты персонажей, ведь на ярмарочной площади собирались представители всех социальных групп и слоев. В конечном счете это означает перспективу для восстановления традиционной глиняной игрушки начала ХХ века.

На Витебщине немало уникальных экземпляров свистулек. Сюда можно отнести и архаичного антропоморфного «волота» из Бешенковичей, и глиняного мальчишку-забияку, найденного еще в 1980-х годах во время раскопок на территории Нижнего замка в Витебске. Кстати, раскрыть вековой подтекст этого забавного человечка еще только предстоит. На первый взгляд простая игрушка требует серьезных исследований и глубоких исторических аналогий. 

naumova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter