Чудо с клыками

В Лепельском районе объявилась рыба-аллигатор
В Лепельском районе объявилась рыба-аллигатор

Виктора Хацкевича, 43–летнего лесника Крайцевского лесничества, расположенного на территории Березинского биосферного заповедника, друзья и знакомые считают рыбаком бывалым. Неудивительно, что во время обхода своей территории он сразу обратил внимание на двух необычных щук, стоявших в воде на отмели Сергучского канала. Почему хорошо знакомые рыбы вдруг стали пятнистыми? И откуда у них округлые хвосты, будто у налима?

Глубина канала в том месте — сантиметров 20, не больше. Лесник аккуратно вошел в воду и руками попытался выбросить загадочных рыбин на берег. Одна увернулась и уплыла, а другую удалось поймать и рассмотреть. Здесь–то и выяснилось, что щуку покрывает ромбовидная чешуя, образующая своеобразный панцирь, а голова и рот напоминают пасть аллигатора, из которой торчат редкие, расположенные в один ряд зубы–иглы.

В тот же день 35–сантиметрового обитателя канала в полиэтиленовой бутылке со срезанным горлышком в научный отдел Березинского биосферного заповедника привез лесничий Владимир Юхновец: «А ну, наука, давай–ка определи, что за вид!» С видом ученые пока не определились. Но в том, что чудо–рыба относится к древнему роду панцирных щук, научный сотрудник заповедника Юрий Богуцкий не сомневается. Откуда они взялись в нашем водоеме?

— Панцирные щуки, завезенные на территорию Беларуси в конце 80–х годов прошлого столетия, популярны у наших аквариумистов, — высказал свою точку зрения ученый. — Сначала в аквариуме эти хищники питаются, к примеру, мотылем. А когда подрастают до 20 сантиметров, начинают пожирать все, что движется. Возможно, эти «панцирники» съели живущих по соседству золотых рыбок и в наказание их просто «выгнали из дому», то есть выпустили в реку. В Академии наук нам сказали, что до сих пор панцирная щука не встречалась в открытых водоемах. Чтобы подтвердить первый подобный факт, пойманный экземпляр мы заспиртовали.

В природе карликовый и пятнистый «панцирники», вырастающие в длину более чем на метр и весящие 10 — 15 килограммов, обитают в североамериканских Великих озерах, в Миссисипи и других реках, впадающих в Мексиканский залив. Их тропические сородичи, живущие на Кубе и Коста–Рике, куда более внушительных размеров — по 2 — 3 метра в длину и весят более центнера! Когда такой монстр нападает на утку, его немудрено спутать с аллигатором! Жесткое мясо панцирных щук в пищу практически не употребляют. К тому же их икра и молока ядовиты для других рыб, большинства животных, птиц и человека.

— Так что, съев панцирную щуку, можно отравиться? — спросил я младшего научного сотрудника Березинского биосферного заповедника Игоря Медведева.

— Может, и не отравитесь, — успокоил Игорь Георгиевич, — но расстройство желудка заработаете. Хотя если удалить токсичные внутренности, то рыба вполне съедобна. Другое дело, что даже в Северной Америке гастрономическая ценность панцирной щуки минимальна. Там они в основном привлекают внимание туристов, интересующихся спортивной рыбалкой.

— А чем грозит попадание этой рыбы в белорусские водоемы?

— Она — пищевой конкурент нашей щуки. Врагов в нашей фауне у «панцирника» нет. Поэтому со временем он может вытеснить наших аборигенных рыб, как когда–то американская норка вытеснила европейскую.

Впрочем, это только гипотеза. Говорят, что в том же Сергучском канале пятью километрами выше по течению еще одного «панцирника» поймали на удочку. Размножаются ли эти рыбы в естественных условиях? Долго ли живут в наших реках? Пока вопросов у ученых больше, чем ответов. Возраст пойманной щуки из–за структуры толстой и прочной чешуи установить практически невозможно. Сотрудники научного отдела Березинского биосферного заповедника просят местных жителей рассказывать обо всех встречах с «панцирниками». Единственное, в чем они уверены на сто процентов, — до размеров своих кубинских собратьев щуки–аллигаторы в Сергучском канале не дорастут. А значит, опасаться, что в заповедных лепельских лесах появится нечто, похожее на лохнесское чудовище, вряд ли стоит.

Любопытно

В апреле на Багамах под патронатом известной компании Rolex проходил чемпионат мира по ловле макайры — панцирной щуки, достигающей двух метров в длину и веса 80 килограммов. Несмотря на то что каждый из рыбаков обязан был уплатить регистрационный взнос 1.000 долларов, а также выложить еще 1.800 «зеленых» за само участие, в судейских протоколах значились аж 70 команд, представлявших различные государства.

В тему

По мнению заведующего лабораторией ихтиологии Института зоологии Национальной академии наук Виктора Ризевского, за последние годы количество чужеродных рыб в белорусских водоемах значительно увеличилось. Белый карп, бычок–цуцик, бычок–гонец, толстолобик, головешка–ротан, чебачок амурский хорошо приспособились к нашим климатическим условиям и вступили в острую конкурентную борьбу с представителями аборигенной фауны. Сегодня в Беларуси насчитывается 60 видов рыб, из которых не более 40 (плотва, окунь, лещ, щука, линь, золотой карась и другие) относятся к «коренным местным жителям».

Фото автора и Юрия Богуцкого.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter