«Чудо-прибор» диагноз не поставит…

Подходя к своему автомобилю, вы открываете его нажатием кнопки и совершенно не задумываетесь, что делает неподалеку парень с тетрисом в руках. А этот самый молодой человек считывает код для последующей разблокировки вашей сигнализации...

Представьте себе ситуацию: подходя к своему автомобилю, вы открываете его с брелока привычным нажатием кнопки и совершенно не задумываетесь, что делает неподалеку парень с тетрисом в руках. А этот самый молодой человек, не вызывая к себе никакого подозрения, оказывается, с помощью своей «игрушки» считывает код для последующей разблокировки вашей сигнализации. Далее угон вашего дорогого (зачастую не только сердцу) автомобиля лишь дело техники.   

Экспертиза радиоэлектронных устройств 

В сегодняшний век радиоэлектронного прогресса каждый из нас стремится идти в ногу со временем, приобретая современные мобильники, компьютеры, бытовую технику и другие блага цивилизации. К сожалению, наряду с добропорядочными гражданами, научно-техническими достижениями пользуются сегодня и преступники. Совершая злодеяния, они все чаще в качестве инструментов используют различные виды новой техники. Причем это не только заводские предметы, но также и специально изготовленные злоумышленниками «штучки». Очевидно, что для раскрытия подобных преступлений порой недостаточно кропотливой работы оперативников и следователей, здесь нужны глубокие технические познания. В Государственном экспертно-криминалистическом центре МВД Беларуси существует отдел, сотрудники которого занимаются производством экспертиз различных видов радиоэлектронных устройств. Кроме того, они также принимают непосредственное участие в следственных действиях в качестве специалистов по использованию технических средств. Эксперты этого подразделения, имеющие специальное радиотехническое образование, прошли соответствующую подготовку в Институте криминалистики ФСБ и Экспертно-криминалистическом центре МВД России.   

Перечень объектов, которые поступают в указанный отдел на экспертизу, достаточно широк. Это и технические средства для негласного получения информации, поисковое оборудование, используемое так называемыми черными копателями, устройства для разблокировки автосигнализаций и иммобилайзеров, электронные части самодельных взрывных устройств, электроудочки и другая радиоэлектронная техника. Зачастую выводы заключений эксперта становятся решающими при сборе доказательной базы в ходе расследования уголовного дела. Нередко преступники тщательно маскируют свои «спецсредства» под различные предметы бытового назначения. Таких закамуфлированных вещдоков через руки криминалистов прошли сотни. 

«А телефончик вы  все-таки сломали сами» 

Большое значение проведение экспертиз радиоэлектронных устройств имеет не только для решения вопросов, относящихся к сфере уголовного права. Подобные исследования могут проводиться и в случае решения спорных вопросов, связанных с качеством товаров радиотехнического профиля и услуг по их гарантийному и послегарантийному обслуживанию. В частности, необходимость в проведении такой экспертизы может возникнуть при судебном разрешении споров между хозяйствующими субъектами, а также при рассмотрении дел, касающихся защиты прав потребителей. 

Сегодня далеко не единичны случаи, когда недовольные приобретенным товаром граждане обращаются в суд. Судья в ряде случаев не может определить: был ли товар или некая предоставленная услуга, действительно, некачественными. Тогда выносится определение о назначении экспертизы. 

Так, в прошлом году на экспертизу поступил мобильный телефон, который, как уверяла истец, был продан ей бракованным. Гарантийная организация отказывалась ремонтировать его бесплатно, объясняя это тем, что гражданка сама является виновницей неисправности. Экспертиза в данном случае установила, что неполадки были вызваны неправильными действиями владельца телефона в ходе его эксплуатации. 

Мы расскажем о ваших болезнях за... умеренную плату 

О наиболее запомнившейся экспертизе рассказал начальник указанного отдела полковник милиции Игорь Колтаченко. В ГЭКЦ МВД обратилась судья с просьбой провести экспертизу медицинского диагностического комплекса. С помощью данного медоборудования сотрудники одной частной организации (врачи) предоставляли услуги по диагностике заболеваний. Человеку давали в руки металлические датчики, подключенные к компьютеру через специальный коммутационный блок, являющийся ноу-хау производителя комплекса. С помощью «умного» прибора информация о состоянии пациента «считывалась», в коммутационном блоке преобразовывалась в доступную для компьютера форму, обрабатывалась и на мониторе появлялись данные об имеющихся заболеваниях. Далее врач консультировал пациента. Статьи об описанных медицинских услугах регулярно появлялись в средствах массовой информации. Гражданам сообщалось о том, что оборудование прошло клинические испытания в нескольких медучреждениях и рассматривается вопрос о его использовании в поликлиниках при диспансеризации населения. 

Однако «чудо-прибор» попал на экспертизу. В ходе ее проведения специалисты обнаружили, что объект их исследования физически не может обеспечить заявляемые технические характеристики. Как было отмечено, вышеуказанные датчики подключались к компьютеру через специальный коммутационный блок. Так вот, хотя данный блок и содержал плату с радиоэлементами, но она не участвовала в обработке проходящих через нее сигналов, а использовалась лишь для придания комплексу подобия диагностической медтехники. Всего было проведено две экспертизы, но вывод был однозначным: работа данного прибора с заявленными техническими характеристиками (работа на сверхвысоких частотах с очень низкими потенциалами значений напряжений) невозможна. Компьютерная программа комплекса делала выводы о здоровье пациентов, обрабатывая сигналы на самом деле звуковых частот. А что это были за выводы, было определено после проведения серии тестов. При одинаковых условиях несколько раз подряд диагностировался один и тот же человек, а компьютер каждый раз выдавал, увы, разный букет заболеваний. 

В моей памяти, кстати, сразу всплыла история из жизни, когда родственница водила своего шестилетнего ребенка в медкабинент с подобным оборудованием. Прочитав рекламу в газете, она обрадовалась, что наконец-то врачи ей смогут ответить на вопрос, почему так часто у ребенка случаются рецидивы кашля и насморка. Тем более цена услуги была  приемлема – 20 условных единиц. Ребенку был поставлен диагноз – аллергия на домашнюю пыль и шерсть животных. Естественно, моей родственнице  посоветовали избавиться от пуховых подушек, ковров и, конечно же, ни в коем случае не заводить котиков и собачек. Получив обещанные в рекламной статье квалифицированные ответы на свои вопросы, женщина искренне призналась: если бы все было настолько просто, наверняка бы люди со своими болячками не обивали пороги поликлиник с шести утра, чтобы заказать талон к узкому специалисту… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter