Чудо — категория не экономическая...

Завтра на Лондонском саммите лидеры 20 ведущих стран мира поведут речь о том, как противостоять кризису... Мнения: оглядываясь на март

Завтра на Лондонском саммите лидеры 20 ведущих стран мира поведут речь о том, как противостоять кризису. Проблеме, которая затронула все 6,5 миллиарда людей, живущих на нашей планете, и от которой ни одной стране в одиночку не спастись. Такова уж природа глобальной экономики.


Многие эксперты ждут результатов саммита без особого оптимизма. Да и фон неоднозначный. Ширятся митинги антиглобалистов, требующих новой модели мирохозяйственного устройства. Серьезные политики и экономисты размышляют о радикальных решениях. Например, об учреждении новой мировой расчетной единицы. В принципе, и американцам надоела ситуация, когда доллар выполняет роль внутренней и международной валюты. Некоторые из них даже предлагают оставить старые деньги иностранцам — пусть с ними они и разбираются, — а для себя ввести новые — амеро. В этом случае знаменитые зеленые бумажки не будут стоить дороже бумаги, на которой они напечатаны.


Проблема уменьшения американского госдолга, безусловно, также будет интересовать на саммите многих, в первую очередь китайцев. Над тем, как хотя бы в долгосрочной перспективе вывести мировую экономику на траекторию устойчивого роста, размышляют все экономисты мира. Это потребует устранения диспропорции между уровнем потребления и реально располагаемыми (а не эмиссионными) доходами. Но это невозможно без резкого снижения уровня жизни, за что не готовы отвечать политики.


Скорее всего, США не будут готовы к радикальному пересмотру нынешней модели капитализма и в Лондоне попытаются воссоздать «западный центризм». При этом интересы развивающихся стран по–прежнему не будут учитываться в полной мере. А ведь сегодня ВВП только стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), посчитанный в американских ценах, равен 14 триллионам долларов и превышает ВВП как США, так и ЕС. Успех саммита может определить политика ЕС, если она будет выражать европейские экономические интересы, а не следовать в фарватере США. Иначе будет предпринята попытка переложить главные потери от кризиса на население развивающихся стран с помощью девальвации их национальных валют. Естественно, развивающиеся страны, чтобы оградить себя от ничем не обеспеченных триллионов американских долларов, напечатанных для спасения от кризиса крупнейших банков, будут расширять применение региональных валют. Китайского юаня, евро, российского рубля. Различные системы резервных валют, в свою очередь, только увеличат риски и затраты фирм, работающих на международных рынках. Доллар хоть плох, но был один.


Поскольку вероятность введения новой мировой валюты пока все же близка к нулю, а быть заложником монетарной политики США никто не хочет, придется приспосабливаться ко многим валютам. Предвидя это, наш Нацбанк с 1 января этого года привязал в пятипроцентном коридоре белорусский рубль к условной денежной единице: доллар — евро — российский рубль, в которой ровно по трети каждой из этих валют. Формула расчета курса сложна: кубический корень из произведений стоимости этих валют в белорусских рублях. Однако сложная формула лучше простых заставляет курс белорусского рубля двигаться по заданной траектории при колебаниях отдельных валют по отношению друг к другу. Убежден, что до конца года заявленную траекторию Нацбанк выдержит. Это, пожалуй, и будет наш самый эффективный ответ кризису.


Переход на региональные валюты оживит нашу международную торговлю, непрерывно снижавшуюся с октября прошлого года из–за недостатка денежных ресурсов. Пример, как обеспечить платежными средствами, уже дали Китай и Беларусь, обменявшись юанями и рублями. Полагаю, что в ближайшее время на расчеты в национальных валютах по подобной схеме Беларусь может перейти с другими странами СНГ. В первую очередь с Россией, Украиной, Казахстаном. Это восстановит нашу торговлю в рамках СНГ.


Безусловно, в Лондоне будут говорить о многом, в том числе об усилении регулирования международной валютно–финансовой системы, реформировании и повышении эффективности МВФ, международном надзоре за крупнейшими транснациональными банками. Будут намечены и некоторые другие правильные шаги. Однако не нужно ждать чуда от саммита в Лондоне, следует действовать самим быстро и решительно. И тогда мы будем теми, кто сможет сказать: «Мы последними вошли в кризис, но первыми вышли из него».

 

«О пользе невозмутимого оптимизма»

 

«Бродит призрак коммунизма»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter