Наши медики освоили уникальный метод лечения синдрома диабетической стопы

Чудо из сапога

Язвы, инфицированные раны, разрушение костей — так проявляется синдром диабетической стопы (СДС). Без квалифицированной помощи исход такого частого осложнения сахарного диабета — ампутация конечности и даже смерть. Только в Минске от этой патологии страдают более 6 тысяч пациентов. Одни уже потеряли часть ноги, другие борются, чтобы ее сохранить. Часто, увы, дедовскими способами и не всегда правильными. Поэтому на приеме у специалиста оказывается, как правило, пациент с запущенной болезнью. Корреспондент «Р» побывала в минском эндокринологическом диспансере и узнала, какие методики используют медики для решения проблемы.

Ноги не болят, и это… плохо


Заведующий отделением «Диабетическая стопа» Инесса Пукита вспоминает случай. Пациент потряс даже видавших виды врачей. Он, недоумевая, откуда появилась травма, показал окровавленные, с содранной кожей пальцы на ноге. В его ботинке доктор обнаружила довольно большой инородный предмет. Эта вещица ранила при ходьбе, а больной ничего не чувствовал. Как такое может быть?

— Основными осложнениями СДС являются поражения сосудов и нервов. Примерно у 60 процентов больных с этим синдромом — изолированное поражение нервной системы при хорошо сохраненном кровообращении. Они нечувствительны к боли, часто падают из-за шаткой походки. Кроме того, плохо ухаживают за своими стопами: неправильно срезают ногти и натоптыши. Большинство травмируют ноги плохо подобранной обувью. В основе лечения стопы при такой форме СДС — контроль инфекции, обработка язвенных дефектов и разгрузка стоп. Без разгрузки все остальные усилия, считайте, напрасны.

Разгрузка стоп может быть разной: пошив и подбор специальной обуви, костыли, коляски, постельный режим. Наиболее эффективным и простым в исполнении является метод постановки пластиковых лангет. Казалось бы, что может быть проще в век высоких технологий в медицине? Но даже несмотря на то, что этот метод как обязательный входит в протоколы лечения пациентов с СДС, в Минске такую помощь оказывают только в Городском эндокринологическом диспансере, а в регионах — единичные специалисты. Как же минские врачи спасают больным ноги от ампутации и почему их практика не распространилась повсеместно?

Инесса Стефановна показывает образцы лангет — классической и модифицированной хирургами диспансера. Приспособления из пластикового гипса отдаленно напоминают сапожок: высокий — до колена или короткий — до голеностопного сустава.

— В мире повсеместно используют амбулаторный метод разгрузки стопы. Больную ногу обу­вают в пластиковый, полностью облегающий гипс, каст. В нашем диспансере под установку лангеты специально выделяют время между приемами. На это уходит полтора часа. Ведь наложение лангеты — настоящее искусство. Ни одна не повторяется, как не повторяются стопы и их деформации. Конструкция устроена так, что пациент может дома снять каст, перевязать ногу и снова надеть. Его нужно носить круглосуточно. Конструкция за счет жесткости снимает горизонтальную нагрузку со стопы, переносит более 30 процентов нагрузки на голень.

«Мешок с костями»


Но не все так просто. Оказалось, классическая лангета, популярная за рубежом, подходит не каждому больному. Она идеально повторяет форму ноги. В этом ее сила, но отчасти и слабость. У больных с нейропатией стопа может значительно деформироваться и приобретать различную необычную форму, например качалки. Это значит, что давление при ходьбе приходится на середину. Именно в этом месте у пациентов чаще всего и образуются трофические язвы. Наши специалисты нашли выход – придумали уникальные вставки-каблуки, подковообразные и треугольные. Их может быть несколько в одном «сапожке», в зависимости от того, какой травмированный участок надо освободить от нагрузки.

— К нам обращаются с настолько сильными деформациями стопы и голеностопного сустава, что не могут ни сшить, ни подобрать обувь. И много лет вместо туфель и сапог носят наши лангеты, которые сделаны с определенным наклоном.

Инесса Стефановна демонстрирует каст одной из пациенток, изготовленный с модификацией. У женщины — диабетическая остеоартропатия Шарко, одна из нейропатических форм СДС. «Мешок с костями» – так выглядит ее стопа на рентгенограмме. Из-за нейропатии кости разрушаются и превращаются просто в кашу. Одну ногу из-за несвоевременного обращения больная уже потеряла. Ее замещает протез. Лангета позволяет сохранить вторую. Успешно. Трофическая язва у нее уже зажила.

— У пациентки как раз стопа-качалка. При первом обращении в центре стопы — типичная трофическая язва до костных структур, при наложении лангеты в передний и задний отделы мы вставили два каблука, чтобы она наступала на них, а не на язву. Больные с нейропатией не чувствуют жары, холода, но если выйти в лангете на снег или под дождь, то конструкция промокает и может деформироваться. В бытовых мастерских на лангету можно сшить чехол с замком.

«Тапочки» для дома


Длительность использования лангеты зависит от патологии. Пациенты могут носить каст от месяца до нескольких лет. После снятия часто возникает проблема с обувью. И если уличную обувь можно подобрать или сшить, то о домашней пациенты часто забывают, сводя на нет весь результат лечения. В связи с этим специалисты диспансера ввели еще одно новшество: из пластикового гипса делают маленькие лангеты для дома. Конструкция укорочена, начинается ниже линии голеностопного сустава. Такие «тапочки» из гипса пользуются спросом. Накладывают их часто, раза два в неделю.

80 процентов язв благодаря разгрузке стопы заживает. Люди продолжают вести активный образ жизни. Но, увы, нейропатия необратима, поэтому риски образования новых ран сохраняются.

— Можно использовать дорогой перевязочный материал, огромное количество дорогущих факторов роста, которые вводятся в раны, сложные пластические операции, но эффект от них будет положительным только при разгрузке стопы. В противном случае больные остаются в инвалидном кресле, на костылях и ходунках и ступают в сторону, обратную от здоровья. В Минске более 60 000 пациентов с сахарным диабетом. У нас в стране очень мало специалистов, которые применяют разгрузочные лангеты, хотя ничего сложного в их наложении нет. В Минске ставим только мы. В регионах — несколько специалистов. Подключаемся, чтобы помогать, но это не выход. Важно, чтобы этим методом владел каждый врач, который лечит больного с синдромом диабетической стопы. Мы поделимся опытом со всеми, кто изъявит желание обучиться.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter