Реставрация храма, который по праву считают духовно-культурным наследием не только Беларуси, но и всего православного мира, велась под патронатом Президента. Символично, что работы на святыне, расположенной на территории Спасо-Евфросиниевского женского монастыря, удалось завершить к 900‑летию Полоцкой обители. Разделить светлую радость, побывав в церкви, связанной с именем небесной покровительницы нашей страны Евфросинии Полоцкой, теперь может каждый.
СКАЗАНО
— С первых дней своего президентства я говорил и повторяю неустанно: церковь, особенно православная, — это основная скрепа нашего государства. Особенно сейчас, когда мир вообще обезумел и потерял духовность.
Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с митрополитом Минским и Заславским Вениамином, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, 2 ноября 2020 года.
Рука самой Евфросинии
Спасо-Преображенский храм был возведен по благословению Евфросинии Полоцкой талантливым зодчим Иоанном. По преданию, однажды на рассвете он услышал голос свыше, велевший ему приступить к строительству. Иоанн поведал об этом преподобной и заручился ее действенной поддержкой…

Внешний вид единственной в нашей стране практически целиком сохранившейся святыни XII века со временем претерпел определенные изменения. Но храм всегда свечой устремлялся в небо, неизменно привлекая паломников из всех уголков земли. С искренней просьбой о помощи люди обращались здесь к Богу, к святой Евфросинии и были услышаны. Тетради с описанием дарованных чудес хранятся в обители. Чудом из чудес руководитель реставрационных работ, архитектор-реставратор из Санкт-Петербурга Сергей Лалазаров называет и само возрождение храма, занявшее долгие годы. Он вспоминает, как был приглашен на реставрацию в Полоцк по рекомендации своего хорошего друга Владимира Сарабьянова — художника-реставратора, специалиста по византийской и древнерусской живописи:
— Когда Владимира Дмитриевича не стало, я продолжил его дело в Полоцке по приглашению настоятельницы Спасо-Евфросиниевского женского монастыря игумении Евдокии и Министерства культуры Беларуси. Опыт подобных работ в храмах того же периода у меня был, поэтому примерно представлял, с какими нюансами доведется столкнуться. Инженерные восстановительные работы начались в Спасо-Преображенском храме в 2015 году.
А реставрация уникальных фресок собора велась еще с 1990‑х, ее возглавил известный белорусский специалист Владимир Ракицкий. Объем фресок оказался настолько впечатляющим, что потребовалась помощь со стороны. В 2006‑м в работу включились представители Межобластного научно-реставрационного художественного управления из Москвы.
В храме дважды были обновления в XIX веке: в 1833 и 1885 годах. Сюжеты изображались масляными красками поверх старой фрески. Московские мастера, а позже, научившись от них, белорусские коллеги взялись за отслоение. Оказалось, что фрески XII века занимают около 1000 квадратных метров, или примерно 90 процентов площади стен храма и почти всю программу росписи. Сегодня известно около 200 древнерусских храмов. В таком полном виде, с сохранившимися барабаном, куполом — всего 27. И лишь часть из них имеет фрески. Даже один-три квадратных их метра — уже редкость, говорит Сергей Лалазаров:
— Теперь представьте наши эмоции, когда мы поняли, что стены древней святыни в Полоцке практически полностью покрыты фресками!..

— Более того, благодаря новой технологии удалось не только отделить от древних фресок масляную живопись, но и расслоить между собой две росписи 30‑х и 80‑х годов XIX века.
В Беларуси Спасо-Преображенский храм — единственный культовый объект XII века, сохранившийся на всю высоту, и одновременно древнейшая каменная постройка. В ходе реставрации в интерьере раскрылось много архитектурных, конструкторских, оригинальных инженерных решений. Видно и руку самой Евфросинии. Считается, что половина фресковой живописи — личное дополнение преподобной. По ее же указанию зодчий Иоанн вносил и поправки в процессе возведения храма. Как пример, при строительстве барабана были добавлены декоративные кокошники, и сегодня сохранившиеся в чердачном пространстве. Это первые кокошники, известные в древнерусской архитектуре.
Небеса в помощь

Специалисты ОАО «Белреставрация» начали обследовать конструктивную целостность и прочность Спасо-Преображенской церкви в 2011 году. Позже послойно реставрационными составами восстанавливали бутовую кладку, плинфовую (из тонкого обожженного кирпича) основу… Только подготовительные работы заняли несколько лет. Главная сложность заключалась в самой специфике объекта, делится гендиректор предприятия Владимир Змушко:
— К этому уникальному памятнику архитектуры отношение, конечно, особое. Прежде чем приступать к каким-либо процессам, взвешивали каждый свой шаг. Долго вырабатывали концепцию: привести архитектуру храма в его первозданный облик XII века с чертами византийского зодчества либо выбрать более поздний вариант XIX века. В результате решили остановиться на последнем варианте.
Белорусские реставраторы, а именно Владимир Ракицкий и Юрий Малиновский, еще в 1990‑х по собственной инициативе занялись изучением возможности восстановления Спасской церкви. Позже к ним присоединились российские коллеги. Сегодня в «Белреставрации» много мастеров, которые обладают необходимыми знаниями, опытом для воссоздания уникальных объектов, предметов. Один из примеров — это изготовление аутентичных хоросов, или люстр, для Спасо-Преображенской церкви по эскизам научного руководителя реставрационных работ Лалазарова.

За что ни возьмись, все в Спасской церкви является реликвией, связанной с именем святой Евфросинии Полоцкой, небесной покровительницы и заступницы Беларуси. Поэтому здесь бережно сохранены каждая крупица храма, каждый осколок плинфы… Колоссальная работа, проведенная командой белорусско-российских реставраторов, археологов и других специалистов, впечатляет! Какие чувства испытываешь, глядя на восстановленную святыню? Светлая радость переполняет, признается Владимир Змушко:
— В реставрации я более 20 лет, из которых около 15 мне посчастливилось соприкасаться со Спасо-Преображенской церковью. Все эти годы явственно ощущаю покровительство, заступничество преподобной Евфросинии. Верю, при нашей работе в Полоцке, на разных этапах которой не возникло ни одной существенной проблемы, не обошлось без божественного содействия.