Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй

В РУВД Партизанского района Минска к дню трезвости готовились заранее...

В РУВД Партизанского района Минска к дню трезвости готовились заранее. Пригласили журналистов, планировали развесить листовки, предупреждения, провести серию рейдов против уличных выпивох. Милиционеры даже думали организовать открытые судебные слушания, чтобы самых активных алкоголиков показательно направить на принудительное лечение. Но эти замыслы так и остались на бумаге. Почему? Городские власти не дали «добро» на то, чтобы ограничить продажу спиртного в отдельно взятом районе.


Мотивы ясны: захочет человек выпить — сядет на метро, троллейбус, автобус, потратит чуть больше времени, но купит–таки бутылочку в другом магазине. А в убытке останется лишь торговля. Ведь когда запрещают продажу винно–водочной продукции, у покупателей пропадает интерес и к сопутствующим товарам — колбасе, сосискам, сыру, чипсам — в общем, к тому, что обычно берут на закуску. В Гомеле как–то подсчитали, что торговые предприятия города в день из–за запретов на продажу спиртного недополучают около 800 миллионов рублей! Поэтому от дней трезвости там отказались. На смену им пришли информационные мероприятия и единые дни профилактики правонарушений. В общем, с алкоголем решили бороться мягко. Но помогут ли увещевания опустившимся людям? Кажется, тратить время на пустые разговоры с забулдыгами еще более бессмысленно, нежели запрещать им покупать выпивку.


А в Горецком районе местные мерчендайзеры в новом гипермаркете и вовсе выставили ящики с алкоголем напоказ — прямо посреди торговых помещений. Покупателей тем временем заманивали в первые дни скидками на водку и шампанское. Это двадцать — тридцать лет назад для винно–водочной продукции в магазинах были приспособлены специальные закутки, даже с отдельным входом. Теперь же водка, пиво и вино нагло соседствуют с мукой, сахаром, крупами. Вот она, маркетинговая политика... Главный нарколог Минздрава Сергей Осипчик подобные действия не одобряет:


— По сути, в таких случаях спиртное приравнивают к продуктам питания! И самое страшное, что у подрастающего поколения алкоголь всегда на глазах: забежал за шоколадкой, а рядом с кондитерскими изделиями — пиво и вино. Сигареты — у касс. Но все это — не товары повседневного пользования! И это нужно объяснять во время проведения дней трезвости. Я вообще считаю, что очень хорошая идея — локально запрещать продажу спиртных напитков хотя бы несколько раз в году. На тех, кто уже пьет, конечно, вряд ли повлияет. Но тех, кто пока не начал, приостановит.


С Сергеем Ивановичем согласны и в МВД. Специалисты министерства, инициируя проведения дней трезвости, вовсе не ставят задачи повлиять на статистику «пьяных» преступлений по стране. Основная цель — обратить внимание на проблему. Человек видит, что сегодня в магазине пиво, водку и вино не продают, — сразу спрашивает почему. А в ответ получает следующие цифры: в этом году потребление алкоголя на душу выросло до 13,3 литра в пересчете на абсолютный алкоголь. Всемирная организация здравоохранения, к слову, начинает бить тревогу — угроза нации! — когда преодолен порог в 8 литров.


Но запреты в таком тонком вопросе вряд ли помогут. Как только объявляют очередной день трезвости, тут же активизируются таксисты, продающие алкоголь, старушки, которые колдуют над зельем дома. Да и сами любители выпить в крайнем случае могут запастись. А то, что куплено, наверняка будет выпито! Но как тогда поступать? Не предупредишь людей заранее — начнут жаловаться. Предупредишь — станут накануне дня трезвости вино и водку ящиками таскать! Вот что думает на этот счет заместитель начальника управления профилактики МВД Олег Каразей:


— Пока ни у МВД, ни у Минздрава, ни у администраций районов Минска, областных и районных исполкомов  нет права ограничивать продажу спиртного в магазинах во время проведения профилактических акций. Но в скором времени оно появится — в Закон «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» сейчас вносятся изменения. Так что власти смогут не рекомендовать, а официально запрещать продажу алкоголя в день трезвости.


Что ж, возможно, это и хорошо, но все равно панацеей не станут. Вспоминается Радищев: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». О пьянстве можно говорить тоже как о «чудище». И постоянно что-то делать...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter