О борьбе с нечестными таксистами

Чудесные превращения

Невероятное преображение произошло на днях с одним из минских таксистов — сам был свидетелем (и отчасти виновником). Буквально за несколько секунд из говорливого любителя купюр он превратился в малоразговорчивого, но щедрого кудесника руля, отказавшегося брать у клиента деньги за поездку. В роли волшебной фразы послужило не сказочное заклинание, а самая обычная фраза из моих уст: «Наш разговор записывается».

Те, кто часто пользуется услугами машин с желтыми полосами на бортах, очевидно, догадались, что водитель в начале поездки не включил таксометр, а после предупреждения спохватился, да было поздно. И логика водителя вполне понятна: либо он лишается части выручки, либо имеет все шансы внепланово встретиться с представителями налоговых органов. Те в последнее время особенно активно призывают граждан требовать от перевозчика кассовый чек после завершения каждой поездки. Потому как еще с августа 2016 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся перевозкой пассажиров автомобилями–такси, должны иметь кассовые суммирующие аппараты, совмещенные с таксометрами. Вариантов для маневра у водителей нет: нынешняя система контроля призвана оперативно выявлять тех, кто пытается скрыть выручку. Заметим: лишь в том случае, если счетчик включен. Однако в случае невыдачи чека перевозчик может быть привлечен к административной ответственности: индивидуальному предпринимателю грозит штраф до 100, юрлицу — от 10 до 200 базовых величин. А при непробитии денежных средств за поездку по таксометру положен штраф от 2 до 50 базовых.

С введением новых правил игры на рынке таксомоторных перевозок чудеса начали происходить со многими водителями. Недавно начальник главного управления Министерства по налогам и сборам Лариса Шибко сообщила сногсшибательную весть: после установки контрольных приборов легальная выручка у отдельных таксистов выросла в 5 раз! А в целом имеет место полуторакратное ее увеличение. Но это, снова заметим, если счетчик включен...

Несмотря на то что тарифы на перевозки такси нынче не регулируются, финансовые особенности поездки таксист должен объявить при посадке. И, кстати, имеет право получать от пассажира до начала обслуживания предварительную оплату в размере, не превышающем предполагаемую стоимость поездки и простоя в ожидании. Но счетчик включить обязан! И вот еще на что хотелось бы обратить внимание. В обязанности таксиста входит перемещение пассажира из пункта А в пункт Б по кратчайшему маршруту, а не по велению GPS–навигатора. Водитель также должен знать в пределах обслуживаемой территории расположение и названия улиц и основных объектов, пунктов оказания медпомощи, опасные участки улично–дорожной сети и многое другое. Это не чья–то прихоть, а норма, заложенная в Правилах автомобильных перевозок пассажиров. Владеет ли указанной выше информацией таксист из Лиды, приезжающий в Минск каждую неделю на несколько дней, чтобы подзаработать (попадался такой, честное слово), снимающий комнату в частном секторе и приходящий туда, лишь чтобы поспать несколько свободных часов?

Вообще, тема такси в последние месяцы довольно часто становится предметом обсуждения. Перевозчики жалуются на высокую конкуренцию, водители — на низкие тарифы, пассажиры — на несвоевременную подачу машины и низкое качество обслуживания. Появление онлайн–сервисов также подогрело ситуацию: пассажиры в восторге от низких цен, а конкуренты негодуют — заказов стало меньше. Но почему–то таксистов в Минске меньше не становится. На сайте одной популярной службы, где еще пару лет назад в онлайне высвечивалась информация о 700 — 800 работающих на линии машин, сейчас редко когда увидишь цифру менее 1.200 — 1.300. И до идеального порядка с прозрачностью оказания услуг тоже пока далеко.

Пассажиру же, по большому счету, не важно, что творится на таксистской кухне. Ему надо, чтобы довезли по нужному адресу в приличной машине быстро, без аварий и по предсказуемым расценкам. Пока в Парламенте еще только обсуждают изменения в Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», регулирующие деятельность перевозчиков, клиенту уже сейчас важно защитить свои интересы в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. К которым, безусловно, относится и нечестность водителя. Без чека сделать это, увы, сложно. Однако и записанный на гаджет диалог с таксистом, оказывается, тоже сгодится. Что ж, если никакой другой подстраховки пока не придумано, будем бороться с несправедливостью с помощью подручных средств. А что остается делать?

nesterov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter