Чудеса отменяются

Об экономике

Барак Обама пришел к компромиссу с конгрессменами о повышении потолка госдолга. А Ангела Меркель договорилась вчера с Николя Саркози о согласованной позиции насчет евро. Так что судьба долгового кризиса по обе стороны Атлантики фактически предрешена, что бы ни говорили сегодня на экстренном саммите ЕС 27 представителей европейских государств. Им придется утвердить резолюцию, начертанную рукой немецкого канцлера. Какую? Ангела Меркель дала понять, что не следует ожидать от саммита 21 июля особых чудес...


Мне это напоминает известный анекдот в духе французских энциклопедистов о том, как дьявол и всевышний сели играть в карты, при этом первый, будучи уверенным в выигрыше, попросил второго: только без чудес, Господи...


О том, что только чудо может спасти экономики, мошеннически накачанные пустыми бумажками, в последнее время сказано много и многими. Весь мир напряженно ждал, какое же решение примет в итоге Барак Обама. По сути, у него было только два варианта действий: взять деньги у богатых, содрав с помощью налогов лишний жирок с миллиардеров. Или же еще больше урезать доходы бедных, сократив социальные траты. Увы, чуда не случилось: богатые остались неприкосновенными. Деньги возьмут с бедных.


В этом заключается позиция американского конгресса, который не позволил Обаме отменить налоговые льготы для богатых американцев. Администрация президента вынуждена принять жесткий план сокращения госрасходов, в том числе на здравоохранение, социальное страхование и программы бесплатной медицинской помощи.


Наверное, в том же состоит и смысл высказывания Ангелы Меркель, которой настойчиво рекомендуют «раскулачить» банкиров или, боже упаси, вообще взять на себя, то есть на Германию, бремя долгов бедных европейских стран. Таких чудес не бывает, холодно отрезала фрау Меркель...


В России, как известно, тоже имеют плоскую планку подоходного налога 13%, одинаковую и для бедных, и для богатых. Правда, в последнее время там стали регулярно появляться инициативы снова поднять подоходный налог для богатых. Эти призывы стали особенно актуальными сегодня, когда в России фактически началась предвыборная кампания. Понятно, что тот лидер, который приструнит обнаглевших богачей, например руководство госбанка, которое даже во время кризиса выделяет на вознаграждение себе любимому миллиард рублей, — станет любимцем публики.


И вот российское правительство предложило увеличить размер социальных взносов, которые бизнесмены платят, когда начисляют зарплату своим сотрудникам. То есть подоходный налог пока повышать не стали, зато работодатели должны платить дополнительные 10% с зарплаты каждого, кто получает больше 45 тыс. рублей в месяц.


Тем не менее вырисовывается одна общая тенденция: богатые люди в кризис стали только богаче. В России, например, за время кризиса число миллиардеров почти удвоилось.


Одновременно очевидно и другое: в кризис заметно тает прослойка среднего класса. Многие из нас, в том числе и журналисты, стремительно скатываются в бедность, разоряясь, не выдерживая инфляции и высоких цен. И лишь некоторые, использовав спекулятивные возможности, поднялись вверх, к заветным позициям супербогачей. Это напоминает стакан со взболтанной жидкостью: основная масса выпала в осадок и лишь крупицы всплыли.


Увы, но при таком раскладе государственный «стакан» всегда будет оставаться пустым. Обладатели миллиардов лишь гоняют их со счета на счет, делая деньги из воздуха. А бедные погрязли в иждивенчестве, уповая на пресловутую социальную поддержку.


И завершает эту пирамиду такое новое явление, как сговор властной и финансовой элит. Как заметил известный французский писатель и социолог Жак Аттали, «существует реалистичный союз части французского правительства и французской банковской системы, тесно связанных друг с другом, которые обмениваются информацией, идеями, проектами, которые открыто представляют проекты, совместно разработанные французскими банками и французским правительством, и это впервые в истории международной дипломатии».


Грустная картина? Пока да. И, что особенно прискорбно, такая схема еще позволит какое–то время благоденствовать избранным. Но из кризиса невозможно выйти, ничего не создавая. Прогнозы о грядущей инфляции в России, где доходы от экспорта нефти не перекрывают темпов роста импорта, который подпитывается оживлением кредитования и поведением потребителей, — очередное тому подтверждение.


Так что чудес в экономике не бывает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter