Фацеты, фьюжинг, пленка и зеркала: мы побывали в мастерской витражиста

Чудеса на витражах

Проходя сквозь цветное стекло, свет насыщается его тонами и создает особую эмоциональную атмосферу. Возможно, именно поэтому витражи долгое время использовались в храмах и изображали, как правило, библейские сюжеты. Они были очень дорогими и сложными в исполнении. Со временем витражи стали использовать при оформлении интерьеров крупных административных зданий, а потом изделия из разноцветного стекла потихоньку перебрались и в обычные квартиры, позволяя принимать неожиданные дизайнерские решения, оживлять мрачные комнаты, зонировать пространство. Появились и специалисты по их изготовлению. Корреспондент «Р» навестила мастерскую одного из немногих в нашей стране витражистов и понаблюдала за работой.

Светлана Пранович: «Витраж считается законченным только после того, как пленка наклеена с обеих сторон».

Классика и современность

Большой стол с подсветкой, резиновый валик, нож, пухлая папка с эскизами, специальный маркер и множество образцов витражей — в мастерской Светланы Пранович светло и просторно. 

— Изготовление витража по классической технологии, которую и сейчас преподают в художественных колледжах, — сложный и трудоемкий процесс, — предупреждает мастер. — Каждый элемент вручную вырезается из цветного стекла, обрабатывается и скрепляется с другим при помощи металлического каркаса, который еще нужно изогнуть по линиям. Вес конструкции велик, а прочность зачастую оставляет желать лучшего. Поэтому некоторые мастера решили пойти другим путем, который им пришлось постигать самостоятельно. 

Когда-то Светлана закончила художественную школу, затем стала экономистом, работала в НИИ порошковой металлургии. Однако от магии игры солнечного света в цветных стеклах, заворожившей ее в юности, избавиться так и не удалось. Светлана создает витражи почти двадцать лет. Она владеет техникой классической и тиффани, но отдает предпочтение пленочным и фацетным витражам.

Часы на зеркале: стильно и оригинально.Часы на зеркале: стильно и оригинально.

На рабочем столе — фрагмент зеркала, вырезанный в форме прямоугольника с закругленными краями и вогнутыми сторонами, с отверстием в центре. 

— Это заготовка для часов, — Светлана заклеивает зеркало специальной пленкой, на которую потом нанесет рисунок. При работе со стеклом это необязательно, рисовать можно прямо на нем, а вот зеркало — более сложный материал. — Я вырезала ее стеклорезом, муж помог отшлифовать кромку. На заготовку клеится витражная пленка — как правило, недорогая, которая используется как черновик. 

Когда контуры рисунка оформляются, мастер приступает к переносу необходимых фрагментов на пленку, имитирующую стекло разных цвета и фактуры. Аккуратно вырезанные по контуру фрагменты черновой пленки становятся шаблонами. Обе детали должны совпадать идеально. Постепенно основа заполняется необходимыми элементами, цветностью — получается картина. На этом же этапе при необходимости вклеиваются фацетные элементы. Пленка на клеевой основе, и это избавляет от необходимости возиться с клеем, однако создает дополнительные трудности при ее хранении — температура воздуха выше или ниже необходимой, избыточные влажность или сухость могут пленку погубить. Между тем каждый листок формата А3 стоит около 50 рублей. 

— Внешне пленку не отличить от стекла разных цветов и текстуры, — демонстрирует образец Светлана. — И в этом есть значительные преимущества. Витраж выполняется на цельном стекле, то есть получается герметичным, прочным, без зазоров, в отличие от изготовленных по другой технологии. Даже если он разобьется, ничего страшного — фрагменты останутся на пленке. Кроме того, по весу витраж получается значительно легче, что позволяет использовать его даже в подвесных потолках. 

Тайна «стеклянного бутерброда»

Нужные фрагменты пленки постепенно занимают свои места. Некоторое время тратится на протирание поверхности — на зеркале постоянно остаются «пальцы», которые будут видны из-под пленки, что, конечно же, недопустимо. Теперь по контуру фрагментов нужно положить металлическую жилу — мягкий металлический шпагат на клейкой основе, изготовленный из свинца. Жила настолько гибкая, что, будучи сама шириной в 4,5 мм, легко образовывает круг диаметром в сантиметр. Фактически она составляет каркас рисунка. В заключение ее нужно обязательно хорошенько обжать валиком. Эту работу, которая требует физической силы, выполняет обычно муж Светланы Олег.



— Мы были самыми первыми, кто в нашей стране использовал эту английскую технологию, — рассказывает Светлана. — Приходилось создавать витражи и в технике тиффани, но когда паяешь, например, картину, фрагменты сдвигаются, приходится ее не ставить, а вешать, и это очень неудобно. Работа более кропотливая, кроме того, я была вынуждена постоянно дышать испарениями от пайки. Пленочные витражи дают больше возможностей, мы фактически рисуем металлом.

В качестве украшения витража можно использовать разного размера и формы фацеты — декоративные элементы из стекла со скошенной гранью, которая заставляет свет преломляться на них и «играть», как на хрустале. Красиво смотрятся вставки из фьюжинга — спеченного стекла. Его Светлана тоже изготавливает сама. На прозрачную основу нужной формы выкладывается разноцветное стекло — в виде рисунка, мозаики или даже беспорядочно, затем этот «стеклянный бутерброд» отправляется в специальную печь, где его фрагменты спекаются при температуре 800—900 градусов. Правда, в последнее время витражист в этой технике разочаровалась: не совпадают коэффициенты расширения стекла, хоть и изготавливает его один производитель, отчего на готовом изделии нередко появляются внутренние трещины. Замаскировать их уже нельзя — закаленное стекло не поддается обработке. 

 За беседой Светлана приклеивает на зеркало римские цифры — для циферблата. Остается лишь вставить стрелки и прикрепить механизм. Стильные часы на зеркале готовы! 



— Витраж же на стекле считается законченным только после того, как пленка наклеена с обеих сторон основы. Тогда он получается объемным, а стекло «играет», — делится некоторыми секретами Светлана. — Рисунки должны быть абсолютно идентичными, как и каркасная сетка, но при желании можно добавить цветности. Поэтому лицевой и изнаночной стороны у витражей нет.

Ими украшают подвесные потолки и зеркала, они служат окнами и дверями, а также перегородками. Последние хороши тем, что пропускают свет, создают настроение, но рассмотреть, что за ними, невозможно. Яркое дерево, гроздья винограда, геометрические рисунки, лицо в средневековом стиле — Светлана листает пухлую папку с эскизами, большинство из которых создала сама. Впрочем, оценивать каждое изделие нужно в интерьере. Иное на рисунке кажется кричащим, а взглянув на него в комнате, понимаешь, что другого здесь и быть не может. Самые любимые изделия витражиста — неброские, прозрачные, с фацетами, проклеенные металлической жилкой, точно изысканное кружево. Подобных в нашей стране никто не делает. 

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter