Народный мастер Беларуси по гончарному мастерству Юрий Бовда неразлучен с глиной уже почти полвека. Он создал сотни изделий – кувшинов, горшков, кружек, цветочниц, ваз, светильников, торшеров, фонтанов и даже маску-автопортрет. Его работы хранятся у коллекционеров практически на всех континентах. Ремесленник с удовольствием делится опытом с начинающими горшечниками. Сегодня у него в гостях внук Дмитрий Бовда, который учится в Бобруйском государственном механико-технологическом колледже, и Виктор Агапов – восьмиклассник Глушанского учебно-педагогического комплекса детский сад – средняя школа Бобруйского района.
Готовое изделие нужно брать очень аккуратно, как птицу
Для начала Бовда-старший усаживает ребят пить чай с бутербродами и печеньем. Делая большой глоток, Дмитрий вспоминает, что у деда в мастерской всегда было уютно и приятно пахло глиной:
– Большая часть моего детства прошла среди гончарных кругов, печей и горшков в мастерской, которую дедушке выделил Дворец искусств. После школы частенько прибегал сюда, чтобы что-нибудь слепить и подарить маме.
Виктор с азами гончарного дела знакомился на занятиях у Юрия Бовды в образцовом коллективе гончарного искусства «Глечики» при Центре ремесел в поселке Глуша Бобруйского района. У парня уже есть опыт работы на круге. Он даже иногда продает горшки и миски. На вырученные деньги покупает абонементы на секцию по дзюдо.
– Резкость и сила, приобретенные на занятиях по японскому боевому искусству, сегодня тебе не пригодятся, – инструктирует мастер. – Вместо этого попробуй сделать движения рук плавными и легкими.
Ребята надевают фартуки и берутся за дело: Витя садится за станок по левую руку от мастера, а Дима – на велосипед. Его задача – крутить педали и приводить в движение гончарный круг. Идея такого изобретения появилась у Юрия Бовды после того, как на одной из ответственных заграничных выставок он не смог включить в розетку электрический двигатель. Оборудование было рассчитано на напряжение 220 Вольт, а там было всего 127:
– Чтобы больше не зависеть от тока, я решил сделать велосипедный привод. Приварить раму к гончарному кругу помог свояк. Тормоз убрал сам, ведь если резко остановишься, кувшин или миска, которую ты так тщательно формовал, просто-напросто улетит с круга.
Ремесленник берет один комок глины для Виктора и один – для себя. Буквально через несколько минут они превратятся в суповые мисочки. Правда, налить в них борщ можно будет лишь через неделю. Именно столько изделия надо сушить, обжигать и глазуровать, подмечает Юрий Иванович:
– Поначалу я тоже думал, что все делается быстро: придал форму глине, обжег изделие и пользуйся. Но тут целая наука. Кстати, я стал гончаром совершенно случайно. После школы хотел поступать в техникум на автослесаря, где учащимся полагалась стипендия в 45 рублей, но однажды в газете прочел объявление, что в керамический цех требуется формовщик гончарных изделий. Ученику обещали платить 65 рублей. Пошел не раздумывая и не ошибся, ведь, как гласит народная мудрость: «Хто на гліне, той не згіне, а хто круціць, той жыве». Когда впервые сел за станок, по уши перемазался глиной и еще месяц боялся к нему приближаться. Научившись, выдавал по сто изделий за смену. За день, бывало, так наработаешься, что вечером не можешь другу руку пожать.
Мастер с таким упоением рассказывает о своей молодости, что можно просидеть с чашкой чая в его мастерской до вечера. Но ребятам не терпится приступить к лепке. Первым делом гончар показывает, как правильно мять глину:
– Вначале ее нужно бить, чтобы она стала теплая и пластичная. Когда выйдет воздух, можно начинать гладить.
Кажется, что все проще простого. Но Виктор переубеждает:
– С этой работой новичку справиться в одиночку нелегко. Руки должны почувствовать момент, когда нужно лепить. Это невозможно описать словами.
Мастер ставит глубокую миску у станка в качестве образца, а затем смачивает гончарный круг водой и кладет на него комок глины.
Виктор накрывает ладошками материал и придает ему форму круга с выемкой по центру, а потом ловко «вытягивает» стенки будущей мисочки. Она вырастает буквально на глазах. Специальным деревянным ножом подмастерье выравнивает тарелку, делает сверху утолщение – специальный венец. Юрий Иванович подсказывает, что изделие пора снимать, ведь глина не любит, когда ее мусолят. Специальной проволокой, закрепленной на древках, Виктор срезает дно миски с круга и аккуратно, словно птицу, берет ее в руки. Изделию предстоит сохнуть вначале при комнатной температуре, а затем в печи.
Сделать свистульку бывает сложнее, чем слепить горшок на гончарном круге
– Витя чувствует глину, – хвалит ученика мастер. – А вот Диму за гончарный круг я пока не усаживал. Зато он силен в ручной лепке. Сейчас даст вам мастер-класс по свистулькам.
Дмитрий ловко управляется с материалом: мнет, придавая форму конуса, затем надевает его на палец и зажимает клювик так, чтобы внутри образовалась полость. Затем вытягивает с противоположной стороны хвостик, специальной стекой рисует крылышки и вырезает отверстия, через которые пойдет звук. Витя тоже решил попробовать свои силы. Правда, его заготовка никак не хочет превращаться в птичку:
– Да уж. Слепить свистульку гораздо сложнее, чем сделать тарелку на гончарном круге.
odubrovsk@sb.by
Главное – почувствовать глину. Мастер-класс по гончарному делу от Юрия Бовды
Чудеса на гончарном круге
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото:
Алексей СТОЛЯРОВ