Чтобы жизнь изменялась к лучшему

В эти дни в стране начинается избирательная кампания по выборам Президента Республики Беларусь, которые назначены постановлением Палаты представителей на 9 сентября 2001 года.
В эти дни в стране начинается избирательная кампания по выборам Президента Республики Беларусь, которые назначены постановлением Палаты представителей на 9 сентября 2001 года. Выборы высшего должностного лица являются неотъемлемой частью работы по построению эффективного правового демократического государства. Они будут проводиться в соответствии с Избирательным кодексом по нашим белорусским законам, которые предоставляют избирателям возможность сделать свободный выбор, соответствующий их убеждениям, здравому смыслу, ценностям и приоритетам развития страны.

Каждый избиратель будет идти на выборы с определенной гражданской позицией, аккумулирующей его понимание дальнейшей судьбы Отечества. И если эта позиция не предвзятая, а взвешенная, обоснованная, то гражданин придет на избирательный участок с ясным осознанием того, что, несмотря на существующие проблемы, наша страна уверенно движется по пути социально-экономических преобразований, чему способствуют общественная стабильность, предсказуемость власти и равенство всех перед законом, а также законодательное обеспечение задач социального и экономического развития общества.

И все же на встречах с избирателями во время выборов в Палату представителей Национального собрания иногда приходилось слышать: "А чем, собственно, занимаются депутаты парламента"? Звучал этот вопрос по-разному: кто спрашивал искренне, простодушно, а иной - с подтекстом, мол, что толку от парламентской работы депутатов? Хотя и редко задавался такой вопрос, однако он наводит на раздумья о последствиях недостаточной информированности населения о законотворческой деятельности депутатов, укоренившегося в сознании части наших граждан правового нигилизма и невысокого уровня правовой культуры. Поэтому есть необходимость рассказать на страницах газеты о работе Палаты представителей второго созыва по формированию современной правовой базы.

Трансформация системы органов государственной власти, происшедшая в результате конституционной реформы, поставила перед парламентом задачу создания в стране законодательства, обеспечивающего нормальную работу всего государственного механизма и регулирующего переход к социально ориентированной рыночной экономике, а также приведения в соответствие с Конституцией действующих законов. В практическом решении этой задачи было немало сделано Палатой представителей первого созыва. Принят ряд кодексов и законов, направленных на укрепление белорусской государственности, правового фундамента экономики и социальной сферы, а также на обеспечение прав и свобод граждан. Нынешнему депутатскому составу предстоит продолжить начатую работу и идти дальше по пути обновления и развития национального законодательства. А чего ожидают от нас наши избиратели на этом пути, мы хорошо знаем, ведь они высказали нам свои надежды и требования, когда делегировали нас в парламент. Люди надеются, что высший орган представительной и законодательной власти примет такие законы, которые смогут изменить жизнь к лучшему. Значит, стремление к этой цели должно быть главным в законотворческой деятельности Палаты представителей.

Однако каким бы настойчивым ни было это стремление, оно должно подкрепляться в первую очередь профессионализмом депутатов, тем более что они впервые в истории Беларуси работают на профессиональной основе. Подчеркиваю: профессиональная работа в парламенте - это не формальный акт перехода к выполнению иных профессиональных обязанностей, а высочайшая ответственность за новый качественный уровень национального законодательства.

110 депутатов Палаты представляют разные социальные слои населения. 37 депутатов были депутатами первого созыва. Большинство имеют богатый опыт практической работы в различных сферах народного хозяйства и в государственных органах, многие - в должностях руководителей отраслей, крупных промышленных предприятий, концернов, председателей и заместителей председателей городских и районных исполнительных комитетов. Так, например, по роду своей прежней деятельности 23 депутата были управленцами в промышленности, строительстве, транспорте, связи и в аграрном секторе, 24 - в социально-культурной сфере, 43 депутата являлись руководящими работниками в государственных органах. Приведенная статистика красноречиво свидетельствует о том, что по своему профессиональному, управленческому и жизненному опыту и интеллектуальному потенциалу депутаты Палаты представителей второго созыва способны с высокой ответственностью исполнять свои конституционные полномочия, плодотворно совершенствовать национальное законодательство.

Они подтвердили это буквально с первых дней работы, без раскачки адаптировавшись к законотворческой деятельности и активно включившись в нее. За истекший период на 29 пленарных заседаниях рассмотрено 163 вопроса, принят 31 законопроект в первом чтении, в том числе 2 кодекса, и 45 - во втором, в том числе 1 кодекс. Однако отнюдь не с увеличением количества законов парламентарии связывают повышение уровня правовой урегулированности общественных отношений и укрепление законности. Проанализировав становление парламентаризма в нашей стране и осмыслив опыт предыдущей законодательной деятельности, мы пришли к выводу о необходимости четкого перспективного планирования и определения жестких рамок законотворчества, потому что хаотичное нарастание правового нормативного материала привело к утрате законодательством системных качеств, увеличению количества несогласованностей и противоречий.

Заинтересованность субъектов права законодательной инициативы в принятии новых законов, соответствующих требованиям времени реформ, стремление быстрее законодательно урегулировать новые общественные отношения далеко не всегда подкрепляется должной предварительной проработкой и подготовкой законопроектов, вносимых в Палату представителей. Более того, нередко предлагается законодательное регулирование второстепенных, незначительных вопросов, к тому же отсутствует их экономическая обоснованность. Понятно, что под напором вала законодательной массы можно и "утонуть", если своевременно не определить приоритеты законотворчества. Поэтому Палата представителей вместе с Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте провела обстоятельный анализ поступивших к рассмотрению законопроектов с точки зрения их соответствия потребностям народнохозяйственного комплекса страны, целям и задачам проводимых преобразований. Мы определили сектора экономики и общественной жизни, необеспеченные современными законодательными документами, а также те сферы, где не хватает нормативных правовых актов, где правовая база требует корректировки и упорядочения. Это позволило сосредоточить внимание депутатов именно на тех вопросах, которые требуют первоочередного законодательного регулирования.

Приоритет номер один - формирование правовой базы функционирования современной финансово-экономической инфраструктуры с целью существенного улучшения экономической ситуации в стране. Это и создание надежного законодательного фундамента в области налоговой и инвестиционной политики, и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие реального сектора экономики, и четкое законодательное регулирование рыночных преобразований.

Так, например, внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты, регулирующие вопросы налогообложения, а именно: в законы "О платежах на землю", "О налоге на добавленную стоимость", "О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций".

Важнейшее стратегическое народнохозяйственное значение имеет Инвестиционный кодекс, принятый во втором чтении. Как известно, на втором Всебелорусском народном собрании одобрены Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы. В соответствии с этой программой активизация инвестиционной деятельности является одним из приоритетов экономики. Инвестиционный кодекс четко определяет политику государства в отношении инвесторов, в нем систематизированы имеющиеся в стране законодательные акты и нормативно-методические положения в области инвестиционной деятельности, очерчены общие правовые условия ее осуществления.

Чрезвычайно важен для развития экономики также Закон "О магистральном трубопроводном транспорте", рассмотренный депутатами в первом чтении.

Основательно разобравшись в массиве действующих законов и в многочисленных новых законопроектах, предложенных для рассмотрения Палате представителей, депутаты обнаружили пробел в правовом обеспечении социальной сферы. Совершенствование законодательных гарантий ее развития стало еще одним приоритетом законотворческой деятельности парламентариев. Стремясь, например, повысить пенсии Героям Советского Союза, инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, мы внесли изменения и дополнения в некоторые законодательные акты по вопросам пенсионного обеспечения. Законодательно урегулировали также повышение пенсий лицам, находящимся на полном государственном обеспечении, в домах-интернатах и других социальных учреждениях.

Правовая основа социальной защиты различных категорий ветеранов определяется в проекте Закона "О ветеранах". Он будет иметь адресную направленность с учетом деятельности и заслуг человека в прошлом, возраста, состояния здоровья, семейного положения, наличия нетрудоспособных членов семьи и т.д. Заложенные в этом законопроекте правовые нормы касаются не только непосредственно ветеранов, но и их родных и близких, в первую очередь нетрудоспособных, инвалидов и иждивенцев.

Документом большой государственной важности является проект новой редакции Закона "Об образовании в Республике Беларусь". О его социальной значимости свидетельствует тот факт, что данный законопроект непосредственно затрагивает интересы полумиллиона педагогов. В нем законодательно регулируются процессы обновления системы образования, закрепляются важнейшие принципы государственной политики в этой сфере. Определены и социальные гарантии для работников образования, которые будут более четко выделены при подготовке законопроекта ко второму чтению.

Третье приоритетное направление законодательной деятельности Палаты представителей - законодательное обеспечение прав и свобод граждан. Хочу отметить, что и при внесении изменений и дополнений в действующие законы, и при обсуждении и доработке проектов новых законов, независимо от того, какие общественные отношения регулируются, они рассматриваются через призму защиты конституционных прав человека, его жизни и интересов. Такой подход стал для депутатов обязательным условием законотворческого процесса.

Если, скажем, проект Закона Республики Беларусь "О защите потребителей" непосредственно определяет основы защиты прав потребителей, а проект Закона Республики Беларусь "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами" при его принятии будет гарантировать обеспечение материальных интересов физических и юридических лиц, пострадавших от дорожно-транспортных происшествий, то в проекте Закона Республики Беларусь "Об оружии", формирующем нормативно-правовую базу порядка оборота оружия, боеприпасов и контроля за ними на территории Беларуси, это правовое регулирование является целью защиты жизни, здоровья граждан и собственности.

Не только охране общественных и государственных интересов, но и защите прав и интересов человека будут способствовать принятые в первом чтении Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях. Необходимость нового Кодекса об административных правонарушениях объясняется тем, что действующий кодекс устарел: он не соответствует в полной мере Конституции Республики Беларусь. В новом кодексе законодательно по-новому сформулированы принципы административной ответственности, определена форма вины лица, совершившего административное правонарушение, установлены основания и условия, исключающие признание деяния административным правонарушением, а также предусмотрены основания освобождения от административной ответственности. В Процессуально-исполнительном кодексе об административных правонарушениях предлагаемая организация административного процесса в большей степени, чем ныне действующая, обеспечивает комплексное и беспристрастное рассмотрение дел об административном правонарушении, гарантирует соблюдение конституционных прав граждан, а также существенно упрощает административный процесс по делам, по которым обстоятельства административного правонарушения очевидны.

Стремясь избавить законотворчество от правовых пробелов, бессистемного, хаотичного развития, мы ведем целенаправленную, комплексную работу по созданию широкой правовой базы для рационального функционирования белорусского государства. В процессе его становления возникает много вопросов, требующих четкого законодательного регулирования с учетом быстро меняющейся ситуации, развития межгосударственных отношений Республики Беларусь, особенно внешнеэкономических. Поэтому Палата представителей второго созыва в своей законодательной деятельности акцентировала внимание на рассмотрении проектов законов о ратификации международных договоров нашей страны. За минувший период ратифицирован ряд международных соглашений. К примеру, на поэтапное преобразование в экономической, финансовой и денежной сферах Беларуси и Российской Федерации, цель которого - создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности Союзного государства, направлено Соглашение между нашими странами о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства, а также Соглашение о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы.

Устойчивому сбалансированному экономическому росту Беларуси, увеличению производства и экспорта товаров и услуг, дальнейшему развитию интеграционных связей в рамках СНГ, а также международному сотрудничеству с другими странами мира, повышению авторитета нашего государства содействует ратификация 12 многосторонних и 13 двусторонних договоров. Назову среди них Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, Соглашение по техническим барьерам в зоне свободной торговли, Соглашение о транзите электрической энергии и мощности государств - участников СНГ.

Очевидно, что ратификация парламентом международных договоров создает нормативную правовую базу для качественно новых взаимовыгодных отношений Беларуси с другими государствами в области экономики, торговли, науки и в социальной сфере.

Есть все основания сказать, что Палата представителей второго созыва создала добротный задел в своей законодательной работе. За достаточно короткий период принят ряд базовых, системообразующих законопроектов. И все же не всегда депутатам удается сконцентрировать главное внимание именно на таких законах, потому что в процессе становления белорусской государственности возникает много вопросов, которые нужно решать, как говорится, на ходу. Думается, что этим должны заниматься все нормотворческие органы страны, а не только парламент, что будет содействовать повышению эффективности законотворческого процесса.

Жизнь выдвигает и будет постоянно выдвигать все новые и новые задачи правового регулирования общественных отношений. Наше общее желание иметь стабильное законодательство не ставит под сомнение ту жизненную реальность, что законодательные акты придется через определенное время обновлять - без этого нельзя обеспечить перманентное проведение экономических и других преобразований в стране, нормальную жизнедеятельность общества и государства. Стабильность конкретного закона проявляется в устойчивой эффективности регулирования общественных отношений, существовавших при его разработке и принятии. А если жизнь потребовала внести в действующий закон некоторые коррективы, то это необходимо сделать. Другое дело, если после многочисленных "заплат" законодательный акт практически утрачивает силу и действует формально, его следует заменить.

Необходимость корректировки части действующих нормативных правовых актов объясняется и тем, что в основе отдельных законов, принятых в разные периоды, - разные подходы к решению тех или иных вопросов. Недостаточно обоснованы, а в ряде случаев являются спорными некоторые концептуальные положения законов, что порождает противоречия между отдельными законами, а также между законами и реальной жизнью.

Считаю, что проблема устойчивости законов нуждается в серьезной научной проработке. Основные усилия правовой науки должны быть направлены на создание научно обоснованной теории стабильности законодательного акта. А устойчивость закона будет содействовать стабилизации законодательства в целом.

Качественные перемены в национальном законотворчестве Палата представителей второго созыва связывает прежде всего с обеспечением единства и плодотворности законотворческого процесса, с выработкой новых подходов к законопроектной деятельности.

В каких же направлениях идет поиск новых форм и методов законотворчества для совершенствования и достижения сбалансированности законодательства?

Во-первых, исследуются социальные факторы, обуславливающие потребность в законодательном регулировании соответствующих общественных отношений, глубоко изучается то, что подлежит правовому урегулированию. Результаты этих исследований используются при подготовке и доработке законопроектов.

Во-вторых, обязательным элементом нормотворческого процесса стало широкое общественное обсуждение нормативно-правовых документов, поступивших в постоянные комиссии Палаты.

На самом начальном этапе прохождения законопроектов создаются рабочие группы, которые привлекают к совместной работе специалистов в самых разных областях экономики и социальной сферы, экспертов и ученых, выезжают в трудовые коллективы, берут на заметку и тщательно анализируют все предложения и замечания по обсуждаемому законопроекту, учитывают их при доработке правового документа. Так, например, в процессе широкого обсуждения проекта Налогового кодекса в Постоянную комиссию по бюджету, финансам и налоговой политике уже поступило более тысячи замечаний и поправок от 44 субъектов. Около 250 поправок высказано к проекту Закона "О Национальном собрании Республики Беларусь", который рассматривает Постоянная комиссия по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту. Нормативно-правовые документы направляются в местные Советы депутатов, а также в исполнительные органы, обсуждаются на выездных заседаниях постоянных комиссий Палаты. В результате такой широкой общественной экспертизы законопроекты становятся более совершенными - разногласия по принципиальным вопросам уже на начальном этапе обсуждения сводятся к минимуму. В подтверждение приведу тот факт, что процент законопроектов, отклоненных Советом Республики и возвращенных Президентом для повторного рассмотрения и голосования, очень низкий. Таких законопроектов намного меньше, чем в других странах с подобной формой организации государственной власти.

В-третьих, при подготовке законопроектов выявляются интересы и потребности тех субъектов, чьи права затронуты в законе.

Все это позволяет устранять в законопроектах различные несоответствия и неточности, придать работе над содержанием и юридическим оформлением правовых документов больше системности и комплексности.

Четкому определению общественного мнения по тому или иному вопросу и воплощению его в правовую норму содействует и участие депутатов Палаты представителей в заседаниях сессий местных Советов депутатов, заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов, в собраниях трудовых коллективов. А это, в свою очередь, благоприятно влияет на эффективность применения принятых законов.

При рассмотрении неотложных и особенно важных вопросов жизнедеятельности общества и государства активно используются парламентские слушания. На нынешней сессии, например, предметом заинтересованного обсуждения депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики стали последствия чернобыльской катастрофы. Парламентским слушаниям предшествовала значительная организационная работа Постоянной комиссии по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию. Группа депутатов посетила районы Гомельской и Могилевской областей, наиболее загрязненные радионуклидами, провела прием граждан, встречалась с руководством районов, исполкомов и сельских Советов. Проведено заседание Постоянной комиссии с участием руководителей всех министерств, которые реализуют Государственную программу по минимизации последствий чернобыльской катастрофы. Таким образом, в ходе подготовки парламентских слушаний было изучено мнение как простых людей, проживающих в загрязненных районах, так и руководителей местных распорядительных и исполнительных органов, что дало возможность всесторонне, глубоко изучить проблему.

На парламентских слушаниях выступил с докладом Премьер-министр страны В.В.Ермошин. В них также приняли участие члены правительства, ответственные работники Администрации Президента, руководители областных и районных Советов депутатов и исполкомов, представители научных учреждений, общественных организаций и посольств иностранных государств. Обсуждение на таком высоком уровне проблем минимизации последствий чернобыльской катастрофы позволило рассмотреть их всесторонне и разработать рекомендации, в которых определены меры по охране здоровья жителей районов, пострадавших от радиации, особенно детей, и по улучшению социально-экономического развития чернобыльских регионов. А накануне пятнадцатой годовщины чернобыльской трагедии Президент страны издал Декрет от 25 апреля 2001 года N 10 "О мерах по социально-экономической реабилитации районов, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Парламентские слушания дали большой материал и для законодательной деятельности. Депутаты внесли изменения в закон о социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Реализация правительством и другими исполнительными органами рекомендаций парламентских слушаний, а также исполнение декрета Президента и принятие проекта закона поможет, несомненно, в решении проблем, связанных с последствиями аварии на ЧАЭС.

В недавнем послании к парламенту Президент нашей страны А.Г.Лукашенко акцентировал внимание депутатов именно на том, что необходимо сделать национальное законодательство открытым для использования гражданами, юридическими лицами и общественностью. На обеспечение такой открытости и направлена работа по созданию механизма взаимодействия в нормотворчестве парламентариев и широких слоев граждан.

Обновляя законодательную базу в соответствии с современными требованиями и перспективами, депутаты Палаты представителей второго созыва по-государственному осмысливают и уточняют подходы к законодательному регулированию тех или иных вопросов. Вдумчивый анализ действующего законодательства показал, что порой трудная выполнимость ранее принятых законов объясняется отсутствием механизма их реализации, недостаточного ресурсного обеспечения, неразработанностью подзаконных актов. Например, высказываются нарекания на Трудовой кодекс. Нарекания справедливые, потому что не были приняты своевременно подзаконные акты для реализации положений кодекса. Мы поставили задачу объединения усилий всех ветвей власти для решения конкретных законодательных вопросов, влияющих на развитие нашего общества, укрепление государственности.

Чтобы сделать законопроектный процесс более продуктивным, депутатам следует особое внимание уделить укреплению системных связей внутри каждой отрасли законодательства и между отдельными отраслями. В конечном итоге это позволит добиться реализации целей, провозглашенных в преамбуле Конституции Республики Беларусь.

В соответствии с решением Президента страны (оно закреплено впоследствии в Законе "О нормативных правовых актах Республики Беларусь"), в настоящее время формируется свод законов, официальное издание которого должно осуществляться как полное систематизированное собрание национальных законодательных актов. Работа по формированию свода будет способствовать устранению имеющихся правовых коллизий, восполнению пробелов в законодательстве, его согласованности и системности.

Для реализации принципов, сформированных в Конституции Республики Беларусь, депутатам предстоит принять программные законы об основных направлениях внутренней и внешней политики, а также о военной доктрине.

Таким образом, опираясь на все лучшее в отечественной и мировой парламентской практике, избежав политической ангажированности, установив прочные связи с трудовыми коллективами и всем обществом, укрепляя межпарламентские контакты, мы направили вектор дальнейшего совершенствования законодательной деятельности на достижение качественных перемен в законотворчестве.

Сформированная народом, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь второго созыва и работает в интересах народа. В национальном законодательстве все более закрепляются и развиваются такие важные принципы, как гуманизм, социальная справедливость, равноправие граждан перед законом, единство прав и обязанностей, ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством. Эти принципы реально изменяют общественные отношения в экономике и социальной сфере. Значит, наша жизнь изменяется и будет изменяться к лучшему.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter