От чего зависят военная безопасность и суверенитет государства

Чтобы завтра не было войны

Совсем скоро, 22 июня, соберется пятое Всебелорусское народное собрание. Исторически дата для нашего общества знаковая, символизирующая единство народа, его беспримерное мужество и патриотизм. Вместе с тем в этом временном совпадении видится и более глубокий практический смысл. Учитывая происходящие вокруг нас события, наверняка одной из тем обсуждения на всенародном форуме станет вопрос безопасности. Случившееся 75 лет назад — весьма подходящий повод снова и снова осмыслить уроки истории в этом контексте.



Многие факты из начального периода Великой Отечественной войны просто не укладываются в голове. Трудно даже представить, что немецкие самолеты уже приготовились бомбить советские города, а в это время в Германию один за другим шли наши эшелоны, груженные хлебом, металлами и другим сырьем. Фактически это означает только одно: советское руководство до последнего момента не верило, что войска вермахта перейдут границу, и не подготовило должным образом страну и армию к войне.

И это несмотря на то что за полторы недели до нападения Германии на СССР разведка 47 (!) раз информировала Центр о дате вторжения.

— Сталин всячески пытался оттянуть конфликт, — объясняет доктор исторических наук, профессор Эммануил Иоффе. — Опасаясь дать немцам малейший повод к агрессии, он запретил предпринимать любые действия по приведению приграничных войск в боевую готовность. Те, кто говорил о скорой войне, вносились в черный список трусов, паникеров и провокаторов.

А в это время немецкие самолеты-разведчики совершенно безнаказанно проникали вглубь нашей территории на десятки и сотни километров, фотографировали военные аэродромы, склады и другие объекты и составили подробные топографические карты местности. У нас же кампания “ультрабдительности” довела до того, что многие командиры среднего звена даже не имели точных карт. За несколько дней до начала войны немецкие диверсанты вывели из строя почти всю радиосвязь в приграничье.

При этом непростительно затянулся процесс перевооружения войск новой техникой. Военно-воздушные силы были оснащены в основном самолетами старых типов. Новых танков Т34 и КВ в частях были единицы. Из-за недостатка складских помещений половина запасов боеприпасов и горючего хранилась на удалении 500—700 километров от границы. Чем это закончилось, хорошо известно. В первый день войны мы потеряли на границе 1200 самолетов, которые так и не успели взлететь. На передовой не хватало даже винтовок.

К началу войны так и не удалось решить проблему с кадрами. В предвоенный период было репрессировано свыше половины командирского корпуса. Армию практически обезглавили. В 1937—1940 годах сменились все командующие округов, на 80 процентов обновился руководящий состав корпусов и дивизий. Такая повальная злодейская “зачистка” перечеркнула все достижения в области стратегии и оперативного искусства, говорит кандидат исторических наук Игорь Кузнецов. Ошиблись даже с направлением главного удара гитлеровцев:  

— В руководстве вооруженными силами возобладала установка “конников” — Ворошилова, Буденного, Кулика, догматически цеплявшихся за опыт гражданской войны. И это в то время, когда Германия наращивала свои танковые и моторизованные дивизии.  После злодейской бури, учиненной Сталиным в РККА, замшелые поклонники тачанок и клинков, вчерашние лейтенанты и капитаны, без году неделя командовавшие дивизиями и армиями, попадали в стальной обхват немецких танковых клиньев и теряли контроль над ситуацией.

А ведь все можно было исправить еще в 1940 году. Во всяком случае, когда Сталин упрекнул наркома Ворошилова в неудачах в советско-финляндской войне, тот, всегда беспрекословно соглашавшийся с вождем, не выдержал и воскликнул: “А с кем воевать-то?! Все думающие командиры расстреляны, а новых нет!” Ответа не последовало, кто “съел сало”... Кошка (Сталин).

При этом советским гражданам внушали мысль, что Красная Армия разобьет любого врага и агрессора на его территории. Повсюду господствовали шапкозакидательские настроения. За такую беспечность и самоуверенность пришлось жестоко расплачиваться. В первые месяцы войны сотни тысяч советских солдат оказались в окружении под Белостоком, Смоленском, Киевом. Наши людские потери составили 748 тысяч человек, а потери в технике и вооружении — почти половину того, чем располагали войска приграничных военных округов к моменту начала войны.


Уроки истории пропускать нельзя, чтобы не повторять ошибки прошлого. Сегодня мир, конечно, совсем другой, события в нем развиваются по другим сценариям. Еще пять лет назад о войне в Украине мог говорить только сумасшедший. Никто не мог предположить, что Египет и Турция станут самыми опасными местами для отдыха, что на планете возникнут террористические квазигосударства, а благополучную Европу захлестнет цунами из мигрантов со всеми вытекающими последствиями, в том числе кровавыми терактами в Париже и Брюсселе. А кто мог спрогнозировать, что Россия схлестнется с Западом в беспрецедентной санкционной войне, и у наших границ снова замаячит призрак холодной войны?

Что остается делать Беларуси в такой ситуации? Ничего другого, кроме как всеми способами превентивно укреплять свою безопасность, в том числе военную. Не так давно мне довелось присутствовать на учениях контртеррористических подразделений в Новолукомле. Условных террористов спецназовцы обезвредили эффектно и быстро. Но сколько же ерничаний было на форумах по этому поводу! Мол, собрались здоровые мужики поиграть в “войнушку”. К чему все эти детские забавы? Так, пустая трата денег. А буквально через несколько дней вооруженные до зубов террористы атаковали мирный и безмятежный Казахстан, убиты люди.

За мир и безопасность всегда нужно бороться, говорит начальник управления информации — пресс-секретарь главного управления идеологической работы Министерства обороны Владимир Макаров. Беларусь все годы своей независимости подает пример того, как сохранить в стране мир и стабильность, как строить отношения с другими державами. Но чтобы не попасть впросак, надо постоянно быть начеку. Сегодня полностью изменилась концепция ведения войны. В обиход вошли такие понятия, как “гибридные войны”, “цветные революции”.

И наша новая Военная доктрина это учитывает. В стране действуют силы специальных операций и территориальные войска. Каждый год на вооружение армии принимаются новые образцы оружия и военной техники. В Военной академии сформирована собственная система подготовки военных летчиков. Однако решения и действия Президента всегда направлены на упреждение. Заметьте, ни одна страна сегодня не сокращает расходы на безопасность и оборону, повсюду они только растут. А как иначе? Ведь в этом мире уважают только сильных, способных за себя постоять. Поэтому и нашей стране необходимо иметь такое оружие, которое отбило бы всякую охоту у недоброжелателей сунуться сюда.

Буквально на днях Госвоенпром отчитался: завершились испытания реактивной системы залпового огня большой дальности “Полонез”. Каждая боевая машина способна одновременно нанести точечный удар по восьми целям на дальности 200 километров. Выглядит впечатляюще.

А в ближайшие два года белорусская оборонка обещает удивить нас еще более мощным оружием. В таком превентивном самосовершенствовании, способности противостоять новым вызовам и угрозам заключается главный залог безопасности государства.

В ТЕМУ

В Беларуси на содержание и развитие Вооруженных Сил в этом году выделено более 800 миллионов долларов. За пять лет наша армия планирует закупить 500 единиц вооружения и военной техники.  
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter