Важная деталь
С ознакомительным визитом на Минский подшипниковый завод пригласили учащихся старших классов средней школы № 120. Ребят встречает заместитель главного конструктора Вадим Жарин, который проработал на предприятии много лет, поэтому может рассказывать о нем часами. Для начала Вадим Жарин объясняет, что такое подшипник, как он устроен, где используется и какие его разновидности существуют:– Идею создания подшипника приписывают Леонардо да Винчи, который поместил между двух колец шарики и таким образом преобразовал трение скольжения и трение качения. Промышленное производство стали осваивать лишь в конце XIX века. В Советском Союзе решение о создании сети подшипниковых заводов было принято в послевоенное время: все они носили одинаковое наименование, но имели разные номера. В Минске построили завод № 11: его возведение началось в мае 1948-го, а спустя три года выпущен первый подшипник.
Вадим Альбертович с гордостью рассказывает, что подшипник, произведенный на минском заводе, использовался в бурении сверхглубокой скважины на Кольском полуострове:
– А вот самый большой – весом 630 килограммов – собрали в 1995 году. Сейчас наш завод выпускает более 70 процентов всех существующих разновидностей. В перспективе планируем освоить производство подшипников повышенного класса точности и малошумных – они используются в бытовой технике и лифтовых конструкциях.
Ребята посетили заводской музей. Заглянули и в святая святых – заготовочный цех. Многие школьники с удивлением обнаружили, что и на заводе могут быть созданы комфортные условия труда: чистые проветриваемые помещения, высокотехнологичное оборудование.
Ребятам показали ассортимент производимых на заводе подшипников
И соцпакет в придачу
Впечатленные масштабом производства гости активно интересовались возможностями трудоустройства на завод и предоставляемым соцпакетом. Обо всем этом школьникам подробно рассказала заместитель генерального директора по кадрам, идеологической работе и социальным вопросам Екатерина Тижавка:– Наше предприятие заинтересовано в притоке молодых кадров. Приглашаем на работу шлифовщиков – этой профессии обучают в лицее № 3 машиностроения Минска. Для тех, кто не имеет специального образования, также предусмотрена возможность устройства: обучение идет прямо на рабочем месте. Зарплата у шлифовщиков начинается от тысячи рублей. Девушек готовы принять контролерами станочных работ, шлифовщиками, укладчиками-упаковщиками, слесарями механосборочных работ.
Востребованы на заводе кузнецы на молотах и прессах – их готовят в Могилевском государственном машиностроительном профессионально-техническом колледже, продолжает Екатерина Эдуардовна:
– К претендентам предъявляются особые требования: нужны физически крепкие, здоровые молодые люди. Это достаточно тяжелый труд, но и зарплата соответствующая: доходит до четырех тысяч рублей.
Молодым работникам на предприятии рады и готовы обеспечить социальные условия для закрепления. Устроившись на завод после окончания лицея или колледжа, выпускник проходит трехмесячную стажировку, во время которой его учат работать с оборудованием. Для молодых специалистов предусмотрены доплаты в размере 150 рублей на период отработки. Иногородним работникам – как одиноким, так и семейным – предоставляются места в общежитии.
«Было очень интересно»
После экскурсии мы расспросили ребят, что им запомнилось больше всего и считают ли они подобные ивенты полезными. Восьмиклассницы Диана Столярчук и Яна Бутроменко признаются, хоть их интересы и далеки от мира техники, визит на завод оказался очень познавательным:– Нам было интересно узнать, как производят подшипники и для чего они нужны, какие бывают. Раньше имели об этом весьма туманное представление. Впечатляет и размах производства – все выглядит очень масштабно.
Девчата поделились и своими планами после окончания школы: Диане по душе изобразительное творчество, она планирует поступать на архитектора. Ее подруга Яна будет подавать документы в Белорусский государственный технологический университет. Однако пока не определилась, на какую именно специальность: девушке интересны издательское дело и химические технологии.
А вот учащийся девятого класса Даниил Зайцев на подшипниковом заводе побывал не впервые – ранее его сюда приводил на день открытых дверей отец:
– Папа работает здесь кузнецом на молоте. Вижу по нему, что труд этот очень тяжелый, хоть и хорошо оплачиваемый. Сам я планирую пойти учиться после девятого класса на страхового агента.
Одноклассник Владислав Зыль добавляет: такие экскурсии необходимы молодежи, потому что позволяют поближе познакомиться с рабочими профессиями и условиями труда на промышленных предприятиях.
СКАЗАНО
Виктория Федорович, главный специалист отдела организации обучения граждан и профориентации управления занятости населения комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома:
– Во время акции «День с предприятием» учащиеся выпускных классов посещают организации Минска. Это помогает школьникам в выборе профессии, способствует популяризации рабочих специальностей. Ранее эта акция, инициированная Министерством труда, проводилась регулярно: школьники посещали различные предприятия – начиная от хладокомбината и заканчивая обувной промышленностью – и знакомились с условиями труда. Теперь в акции участвуют предприятия, нуждающиеся в притоке молодых кадров. Первая экскурсия состоялась в январе на Минский тракторный завод. В планах – посещение завода холодильников «Атлант» и Минского автомобильного завода.
derzhanovich@sb.by