Чтобы вся работа не сошла на ноль...

Вопрос  о  включении  нашей  страны  в  приложение  «В»  Киотского  протокола  решается  уже  сейчас…

Вопрос  о  включении  нашей  страны  в  приложение  «В»  Киотского  протокола  решается  уже  сейчас…

Активнее работать по созданию института реализации механизмов Киотского протокола призвал своих коллег, а также другие заинтересованные ведомства министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Леонтий Хоружик во время состоявшейся коллегии. 

Сократить выбросы парниковых газов в атмосферу Земли, тем самым уменьшив влияние человечества на климат и окружающую среду в целом, – вот суть Киотского протокола. Кстати, Беларусь присоединилась к протоколу 12 августа 2005 года в соответствии с указом главы государства вслед за  Россией. Но чтобы всего лишь быть допущенной к основным его механизмам — совместному осуществлению проектов по сокращению выбросов и торговле квотами (единицами выбросов), Беларуси до осени этого года нужно выполнить целый комплекс подготовительных мероприятий. 

Без сомнения, многое уже сделано. В частности, это касается подготовки ряда нормативных правовых актов, необходимых для создания правовой основы по использованию механизмов Киотского протокола в Беларуси и выполнения обязательств по нему. По словам начальника спец­инспекции госконтроля за охраной атмосферного воздуха, озонового слоя и климата Минприроды Сергея Завьялова, все пять проектов документов, в числе которых проект Указа Президента «Об утверждении Положения о  торговле выбросами парниковых газов», прошли юридическую экспертизу и готовы ко второму рассмотрению.  

Впрочем, ряд документов уже принят. Например, 4 мая 2006 года правительством принято постановление № 585 «Об утверждении Приложения о Национальной системе инвентаризации парниковых газов» и т.д. Центром по проведению инвентаризации парниковых газов, ведению кадастров парниковых газов станет РУП «БелНИЦ «Экология», где создано специальное координационное бюро по вопросам изменения климата. 

Но этого, по мнению Леонтия Хоружика, недостаточно. Хотя время Ч наступит лишь в ноябре, на 6—17 ноября запланировано следующее совещание сторон Киотского протокола, которое пройдет в кенийском Найроби, – уже к этому моменту необходимо быть готовыми практически на 100 процентов. Дело в том, что именно в этот раз должна быть рассмотрена поправка к протоколу, предусматривающая включение Беларуси в приложение «В», которая утвердит конкретные количественные обязательства для нашей страны по сокращению выбросов на период с 2008-го по 2012 год. Это обязательное условие для того, чтобы получить разрешение на торговлю квотами. Конечно, эти обязательства могут быть утверждены и позже, но тогда Беларусь будет отброшена далеко назад и придет на рынок квот, когда он будет практически поделен. 

По предварительным подсчетам, ежегодно в Беларуси объем свободных квот будет равняться 45—55 миллионам тонн СО2. Дело в том, что за базовый год Беларусь взяла 1990-й, когда промышленность выбрасывала в атмосферу до 110 миллионов тонн СО2. Уже в 1993-м эта цифра сократилась вдвое. И тенденция к уменьшению выбросов сохраняется. Разница с базовым годом – это квоты, имеющиеся у нас в запасе,  которые мы сможем продавать либо обменивать на инвестиции с дальнейшим накоплением. Кстати, что касается прогнозов развития экономики Беларуси, ученые выяснили, что вплоть до 2020 года верхняя планка выбросов СО2  не превысит 90 миллионов тонн, а значит, ограничения, которые накладывает Киотский протокол, ни в малейшей степени не станут тормозом для развития белорусской экономики. 

Ученые считают, что вкладывать средства, полученные от продажи квот, следует в те отрасли и технологии, которые являются основными поставщиками выбросов. Поскольку внедрение и освоение современных продвинутых технологий будет способствовать сокращению числа выбросов, а также даст возможность получить другие выгоды социально-экономического и экологического характера, причем долговременные. На усовершенствование технологий и тем самым сокращение выбросов СО2 направлен и другой механизм Киотского протокола — механизм «совместного осуществления». Суть его в том, что партнер-инвестор передает современную энергосберегающую технологию или капитал, а получатель в свою очередь снижает выбросы или увеличивает поглощение парниковых газов, обеспечивая, таким образом, выполнение целей протокола. Достигнутый при этом эффект идет в зачет обеим сторонам в пропорции, о которой они заранее договорились. Кстати, в Беларуси отобраны 16 возможных проектов для совместного осуществления, и на основе имеющейся информации сделана их пилотная оценка. 

Но это, увы, лишь теория. В Беларуси пока нет финансового инструмента, с помощью которого можно было бы реализовывать механизмы протокола. А этот инструмент, по мнению Леонтия Хоружика, должен заработать сразу же после включения Беларуси в список «В». «Уже сейчас, — убежден он, – нужно вести переговоры с существующими углеродными фондами, чтобы знать, по каким направлениям вести работу». Критикуя работу подразделений министерства, министр призвал сотрудников, работающих в этом направлении, активнее сотрудничать с заинтересованными ведомствами. В частности, совместно с Министерством энергетики, МИДом и Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров. «Если мы сейчас недоработаем, вся программа сойдет на ноль», — отметил Л. Хоружик. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter