Чтобы «винтики» Киото заработали

Сомневающихся в том, что факт недавнего подписания Беларусью Киотского протокола скорее благо, нежели вред, становится все меньше. Возможно потому, что глобальное потепление климата все чаще напоминает о себе аномалиями и катастрофами. Но так ли просто привести в действие все винтики механизма Киото?

Сомневающихся в том, что факт недавнего подписания Беларусью Киотского протокола скорее благо, нежели вред, становится все меньше. Возможно потому, что глобальное потепление климата все чаще напоминает о себе аномалиями и катастрофами. Но так ли просто привести в действие все винтики механизма Киото?

Сократить выбросы парниковых газов в атмосферу Земли, тем самым уменьшив влияние человечества на климат и окружающую среду в целом, – вот суть Киотского протокола. Но чтобы всего лишь быть допущенной к основным его механизмам — совместному осуществлению проектов по сокращению выбросов и торговле квотами (единицами выбросов), Беларуси до сентября следующего года нужно выполнить целый комплекс подготовительных мероприятий, начиная от обучения специалистов и заканчивая созданием нормативной базы для реализации этих механизмов. А дабы не допустить чужих ошибок, по словам заведующего лабораторией Объединенного института энергетических и ядерных исследований (ОИЭЯИ) «Сосны» НАН Беларуси, эксперта проекта ЕС «Техническое содействие Украине и Беларуси в выполнении обязательств по предупреждению глобального изменения климата» Александра Гребенькова, белорусские специалисты тщательно проанализировали международный опыт по данному вопросу. «Многие государства, — пояснил он, — когда приступали к реализации механизма проектов «совместного осуществления», тратили немало денег на разработку проектной документации и вдруг выясняли, что инфраструктуры для реализации механизма не создали… И начинали все сначала, так как лишь при наличии узаконенных процедур и инфраструктуры требования Киотского протокола выполняются и потенциальные инвесторы чувствуют себя комфортно. Основная же цель механизма совместного осуществления — привлечение в страну инвестиций, чтобы осваивать и внедрять современные технологии, сокращать выбросы СО2, тем самым выполняя обязательства по протоколу и одновременно модернизируя технологическую базу в стране».

По предварительным подсчетам, ежегодно в Беларуси объем свободных квот будет равняться 45—55 миллионам тонн СО2. Откуда такая цифра? Дело в том, что за базовый год Беларусь взяла 1990-й, когда промышленность выбрасывала в атмосферу до 110 миллионов тонн СО2. Уже в 1993-м

эта цифра сократилась вдвое. А по данным последней инвентаризации (с учетом всех источников и стоков парниковых газов), в 2003 году выбрасывалось около 57 миллионов тонн СО2. Разница с базовым годом – квоты, имеющиеся у нас в запасе, которые мы сможем продавать либо обменивать на инвестиции с дальнейшим накоплением. Кстати, что касается прогнозов развития экономики Беларуси, ученые выяснили, что вплоть до 2020 года верхняя планка выбросов СО2 не превысит 90 миллионов тонн, а значит, ограничения, которые накладывает Киотский протокол, ни в малейшей степени не станут тормозом для развития белорусской экономики.

Как быть со свободными квотами? Как сделать этот потенциал доступным и привлекательным для инвесторов? Данные задачи решаются в рамках проекта ЕС «Техническая поддержка процесса выполнения Украиной и Беларусью обязательств в области сдерживания глобальных изменений климата», который реализуется в нашей стране уже около полутора лет. За это время многое сделано, но еще больше предстоит сделать. В частности, отобраны 17 возможных проектов для совместного осуществления и на основе имеющейся информации сделана их пилотная оценка. Выяснилось, что суммарные инвестиционные затраты на них составляют около 80 миллионов долларов, при этом проекты дают сокращение выбросов более чем на 350 тысяч тонн.

В списке ближайших мероприятий значится создание уполномоченного органа, ответственного за одобрение проектов «совместного осуществления». Это может быть межведомственный совет либо ответственное министерство (во многих странах – Минприроды). «Уполномоченный орган, — говорит Александр Жоресович, — будет ответственен за выпуск и передачу квот. От имени государства он будет подписывать меморандум о взаимопонимании с возможными покупателями, письма поддержки и одобрения проектов совместного осуществления». Надо выбрать секретариат – ключевую фигуру в этом механизме. Потребуется выработать национальные критерии приемлемости всех возможных направлений и проектов, которые будут представляться на одобрение. «Правила, методики и процедуру оценки и одобрения проекта необходимо тоже принять и узаконить. Как и узаконить процедуру мониторинга и верификации выполнения проекта, установить реестр учета единиц выбросов парниковых газов, удовлетворяющий требованиям Киотского протокола. И к этому нужно приступить уже сейчас», — считает Гребеньков. Помимо того, в Интернете должна появиться база проектов совместного осуществления, чтобы разработчики и инвесторы знали, какие направления для Беларуси приоритетные.

Обязанности по координации этой работы, скорее всего, лягут на плечи БелНИЦ «Экология». По словам директора центра, эксперта проекта ЕС Олега Белого, первые планы уже намечены. В частности, будет организована учеба по отраслям, поскольку и инвентаризация, и ведение кадастров парниковых газов, и разработка проектов совместного осуществления – забота не только координирующего органа. Эти данные будет готовить каждая отрасль.

Подводя итоги, руководитель команды экспертов проекта

ТАСИС, сотрудник компании «ICF Consulting» Алексей Санковский отметил, что на фоне стран-соседок Беларусь занимает достойное место. Мы опережаем Россию, но отстаем от Украины, которая ратифицировала протокол около двух лет назад, а значит, имела больше времени на подготовку. Вместе с тем, по его словам, наше государство находится в уникальной ситуации. «Как страна с переходной экономикой в Рамочной конвенции ООН по изменению климата она значится. А в списке стран с конкретным количеством обязательств ее нет, — говорит А. Санковский. — Этот вопрос, возможно, будет поставлен в ноябре на встрече сторон конвенции, которая пройдет в Монреале. Но, скорее всего, он потребует голосования. А потому официальное внесение поправки может случиться и через год. Но, думаю, если информация будет воспринята благоприятно, Беларуси разрешат готовить свои проекты уже сейчас». Главное — грамотно обосновать эту цифру и поспешить с подготовкой инфраструктуры и нормативной базы для проектов совместного осуществления. Иначе Беларусь может выйти на рынок квот с большим опозданием, потеряв тем самым время и инвесторов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter