Почему важно привить ребенку любовь к знаниям?

Чтобы учение не стало мучением

dobrenok.com

В каждой шутке про (м)учителей и одиннадцать лет (м)учений есть доля истины: как правило, начало учебного года для многих школят превращается в настоящее испытание. Хуже всего приходится тем ребятам, которые с сентября по июнь с кратким перерывом на каникулы каждый будний день ждут субботы и воскресенья. Просто чтобы отдохнуть от домашних заданий и одноклассников. Почему так происходит и насколько важно подготовить первоклашку к школе?

Разбираемся вместе со старшим преподавателем кафедры психологии и управления Минского областного института развития образования Ириной Ботяновской

Дети хотят взрослеть. И старший дошкольник — не исключение. Он мечтает быть школьником, носить портфель или многое знать. Совсем необязательно он будет говорить вам, что поскорее хочет за парту. Он этого может не осознавать. Но вы заметите, что он, играя “в школу”, выбирает роль учителя. Или говорит: “Я делаю уроки, не мешай”. То есть у ребенка формируется внутренняя позиция школьника.

В детстве скорость развития настолько велика, что, играя, примерно за 6 — 7 лет жизни ребенок узнает вокруг себя обо всем. Он постоянно спрашивает (не зря старший дошкольный возраст назван возрастом “почемучек”). Благодаря активно развивающемуся воображению и свойственному возрасту познавательному интересу ребенок впитывает информацию как губка. Впитанное он додумывает, заполняя недостающее придуманным. Учится становиться на позицию другого человека. Это и есть  интеллектуальная готовность к обучению в школе. В итоге, примерив в игре на себя все возможные роли, которые он только может себе вообразить, малыш начинает хотеть большего. Он жаждет усваивать основы наук. Это уже — мотивационная готовность.

— Но при этом ребенок хочет, чтобы его успехи оценивали не родители и не родственники, — объясняет психолог. — “Они же ничего не знают, — сказал мне как-то первоклассник Кирилл. — Я спросил у папы, какая самая большая рептилия, а он не смог ответить”. И добавил с досадой: “Ну как он мог этого не знать! Это же все знают!” Получать знания, а также оценку собственных успехов в процессе усвоения этого знания ребенок хочет от Учителя. От Взрослого, Знающего Всё. Это относится к социально-психологической готовности.

Но... Постигать основы наук можно только путем ежедневного труда. Путем решения примеров и оттачивания навыка чтения, путем чтения на скорость. Учиться, отказавшись от сиюминутного желания поиграть в пользу необходимости выполнить, например, задание в прописи. Это волевая готовность. А вот она-то и не всегда достаточно развита.

— Вы спросите — почему? Все дело в том, что раньше все давалось ребенку легко, у него не было необходимости прилагать усилия. Вспомните героиню фильма “Девчата” Тосю Кислицыну: “Хочу — халву ем, хочу — пряники”. Вот так и дошкольник: хочу — играю, хочу — нет. Хочу — рисую, надоело — бросаю. Но только в классе за партой все это уже не прокатывает. Итог — как в анекдоте: приходит Вовочка 1 сентября из школы, бросает портфель в дальний угол и, обращаясь к маме, говорит с укором: “Почему ты мне не сказала, что эта волынка на 11 лет?!”.

Что делать?

Видов готовности малыша к школе много. И названы далеко не все. Например, врач обращает внимание на физическое и физиологическое состояние (он может посоветовать маме слабенького или часто болеющего ребенка “погулять” еще годик), а логопед — на развитие речи.
Желательно, чтобы у ребенка были развиты все стороны, все виды готовности. Поэтому в дошкольном возрасте родителям нужно воспитать у сына или дочери четыре крайне важных качества.
  • Самостоятельность. Начинайте с малого. Правила, требования, условии, инструкции добавляйте по чуть-чуть. Возникающие трудности не игнорируйте, а старайтесь преодолевать их вначале вместе с ребенком, постепенно давая в этом ему все больше и больше свободы.
  • Умение быть последовательным. Ребенок, научившийся управлять своей деятельностью в игре, спорте, труде, без проблем научится управлять своим интеллектом в школе.
  • Умение ошибаться и признавать свои ошибки. А также — отстаивать свое мнение и принимать чужое.
  • Умение отдыхать. Как в полный стакан не нальешь воды, так и уставший от учебы ребенок просто не сможет воспринять новые знания.
Шпаргалка для родителей

Мамам и папам будущих первоклашек на заметку: помните, что уже меньше чем через месяц ваш малыш станет частью большого коллектива. И то, какое место он в нем займет, зависит от того, насколько он умеет взаимодействовать с другими детьми. Если ваши сын или дочь — единственный ребенок в семье, домашний любимец, да еще и не посещавший детский сад, а на прогулке во всех конфликтных ситуациях с его сверстниками вы приходите на подмогу, срочно меняйте эту картину! Застенчивым, неуверенным в себе детям, привыкшим во всем полагаться на родителей, придется нелегко в кругу более взрослых в психологическом плане одноклассников! Поэтому отпускайте ребенка поиграть с другими детьми самостоятельно, не вмешиваясь без необходимости, ходите в гости к друзьям с детьми и приглашайте их к себе, учите малыша общаться.

Трудности с вживанием в коллектив сверстников могут возникнуть и у детей со слишком высокой самооценкой, считающих себя центром Вселенной. Тем, кто привык к почитанию со стороны родных, будет нелегко осознать, что не все вокруг относятся к ним так же, а хорошие оценки за красивые глазки никто не ставит. Поэтому научитесь хвалить ребенка заслуженно, а не по каждому поводу, будто ему по-прежнему всего годик от роду. Объясняйте, когда сын или дочь неправы, прививайте ребенку уважение не только к старшим, но и к сверстникам.

konopelko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter