Гран-при Международного фестиваля современной хореографии в Витебске (IFMC-2016) увез в Пекин Юйчен Яо

Чтобы танцевать, нужно больше читать

Гран-при Международного фестиваля современной хореографии в Витебске (IFMC-2016) увез в Пекин Юйчен Яо
Сюрприза не случилось. Гран–при конкурса XXIX Международного фестиваля современной хореографии в Витебске присужден солисту Центрального ансамбля песни и танца армии Китая Юйчену Яо. Миниатюру «Мои меридианы» поставил для него хореограф Чжан Цян, который десять лет назад выиграл IFMC. За восемь с половиной минут китайский артист рассказал очень понятную историю: оглядываясь на пройденные меридианы своей жизни, каждый из нас думает, что можно было сделать все проще, без лишних мучений и горя. Однако это плата за то, чтобы научиться жить как надо.


В отличие от многих других конкурсных постановок в «Меридианах» замысел хореографа был воплощен идеально: на идею работали музыка, свет и каждое движение. Остальным гармонии не хватило. Именно поэтому председатель жюри, профессор Пекинской академии танца Сяо Сухуа, комментируя отбор финалистов, сказал:

— В финал вышли работы, которые более или менее того достойны. Техника танцоров и танца стала намного выше, чем шесть лет назад, когда я был в Витебске. Но в произведениях мало смысла и глубинных идей.

Больше всего Сяо Сухуа понравилась — а члены жюри, помимо судейских баллов, оставили карточки, где выделили лучший с их точки зрения номер — работа After before совместного проекта кафедры хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств и Мацея Кузьминского. За актуальную историю о жизни беженцев наши студенты получили первую премию в размере 3.000 долларов. Второе место жюри разделило на две части — по 1.000 долларов получили постановки Second floor Екатерины и Анатолия Водзянских и «Четыре образа греха» коллектива «Табиле модерн балет», оба лауреата из Киева. Третья премия уехала в Таллин.


Впервые за много лет экспертный совет фестиваля не вручил премию имени Евгения Панфилова: она присуждается лучшему хореографу, но ни одна из 32 постановок не показалась критикам достойной. Призовой фонд разделили на несколько спецпремий, которые достались коллективам из Витебска, Омска и Челябинска. Награды «Признание коллег» удостоена работа «Соль» Анастасии Харченко и Петра Наку из Киева — приз вручался впервые на основе голосования конкурсантов.

Как всегда, на фестивале дискутировали о тенденциях contemporary dance. И если еще вчера эксперты и публика восторгались оригинальностью этого направления, то сегодня профессионалы говорят хореографам: ребята, надо уходить от одинаковости. Уровень конкурсантов оказался как никогда раньше одинаковым. По мнению председателя экспертного совета Ларисы Барыкиной, обошлось практически без провалов, но не было и потрясений, взлетов, открытий:

— Это говорит об одном: все научились базовым вещам и понятиям, все хорошо двигаются. В Витебске лет 15 назад мы не наблюдали такой массы хорошо обученных людей. Теперь осталось, овладев «азбукой» тела, научиться говорить. Ведь в современном танце каждый может назвать себя хореографом, такого нет ни в одном виде танцевального искусства. В итоге индивидуальности на сцене не стало, прогрессируют некомпетентность и непрофессионализм. А началось все с крайнего выражения толерантности, когда слово предоставляют всем. Каждый человек — яркая уникальная личность и имеет право высказаться,  это бесспорно. Но хочется спросить: «А вам есть что сказать, чтобы зал в тысячу человек внимал?» И второй момент — из современного танца уходит эмоция. Теперь стыдно быть эмоциональным, стыдно соответствовать хорошей музыке, надо быть высокоинтеллектуальным и говорить о каких–то глобальных страданиях и мучительных поисках. Жаль только, находок нет.


Кто бы мог подумать, что спустя годы свободы главной проблемой постановок на IFMC назовут... предсказуемость! Заведующая кафедрой хореографии БГУКИ профессор Светлана Гутковская не скрывала: через пять секунд после начала номера эксперты смотрели в программку, чтобы узнать, сколько это будут показывать. Таких номеров было много, повторы случались даже в световых решениях. Что ж, говорят, история хореографии развивается по спирали. На первом этапе идет наработка тем, хотя выразительных средств не хватает, потом приходит техника и начинаются повторы в движениях, поднимаются схожие темы и проблемы. В итоге мы видим на сцене хорошо подготовленных ребят, которые пытаются вдохнуть какие–то идеи в бессодержательный номер.

Известный хореограф Раду Поклитару обозначил тенденции:

— Молодые авторы обращаются к глобальным темам, вместо того чтобы говорить о чем–то конкретном. У меня первокурсники тоже любят ставить про звездное небо, инь и ян, божественное начало, ангелов и демонов... Вся земная философия для них материал для творчества. Это общая болезнь. Хотя любую философскую тему гораздо легче раскрыть, рассказывая об одном человеке или о взаимоотношениях в паре.


Что ж, хочется верить, что участники будущих конкурсов последуют советам экспертов и начнут больше читать. Да–да, это раньше им советовали больше репетировать. Теперь рекомендации другие: чаще открывать хорошую литературу и знакомиться с серьезными текстами, коль уж претендуете на экзистенциальные поиски. А мы, благодарная публика, постараемся вас понять.

Следующий фестиваль в Витебске станет юбилейным, 30–м. Пожелаем ему открытий.

krucha–tut@rambler.ru
Фото: БЕЛТА
Советская Белоруссия № 229 (25111). Вторник, 29 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter