Почему оказание первой помощи все еще не стало обязанностью каждого

Чтобы спасать, надо еще и знать, как это делать

Парадокс: чем больше мы говорим о безопасности и бдительности, тем чаще хронику происшествий взрывают ужасающие факты. Взять хотя бы количество ДТП: к сожалению, нет дня в календаре, который не оказался бы написанным кровью. По статистике, только за девять месяцев уходящего года зафиксировано 2311 аварий, в которых погибло 355 человек! А добавьте еще три месяца… 

фото pixabay.com

Давайте обратим внимание на один парадокс. Как вы думаете, кто в случае ДТП первым бросается на помощь потерпевшим. Да, свидетели аварии тут же вызывают «скорую», МЧС. За это стоит сказать спасибо. А задумывались над тем, что происходит дальше? В ожидании главных действующих лиц нередко праздные зеваки нервно курят в сторонке или же бегают вокруг искореженных машин, и ладно бы охали и ахали на все лады, так еще и снимки в сеть выкладывают. А первая помощь перекладывается на плечи медиков и спасателей, которые немалыми усилиями вытягивают человеческие жизни с того света. Ошибаюсь? А вы найдите хотя бы одну новость, чтобы медицинскую помощь пострадавшему оказал случайный прохожий или проезжающий мимо водитель!

Но я бы не спешила и обвинять очевидцев, ведь позицию наблюдающих зачастую выбирают не от хорошей жизни, а боясь усугубить и без того тяжелое состояние пострадавшего. 

Впору вспомнить обучение в автошколе и занятия по медицине, которой в программе уделено потрясающе «много» внимания — лишь парочка часов! Кто после этого сможет похвастаться идеальными знаниями и навыками? Уже хорошо, если отложилось в уме, как сделать перевязку, обездвижить сломанную конечность, наложить жгут и как действовать в случае травматического шока. Хуже всего здесь, что обучение проходит на пальцах и по картинкам. Я не говорю об испытаниях в реальных условиях, но хотя бы отработать это на практике в максимально приближенных к жизни ситуациях не мешало бы. Хотя о чем можно говорить, если даже сейчас в большинстве авто­школ элементарный непрямой массаж сердца учат делать не на манекене, а на словах.  

Правда, перекладывать всю ответственность и на водителей неправильно. Каждый гражданин должен пройти бесплатную специальную подготовку по оказанию первой медицинской помощи в экстренных ситуациях — неважно, это ДТП или случай в быту. Потому что те же аварии происходят не только в оживленных местах, но и вдали от цивилизации, когда дожидаться «скорую» придется не 5—10 минут, а добрых полчаса. И это в тот момент, когда дорога каждая секунда! 

Кстати, на днях в Минздраве сообщили, что в скором времени такая возможность у нас появится. Разработкой обучающей программы уже занимается БелМАПО. Старт обещают в январе. Казалось бы, вопрос закрыт. Но, опять же, возникает очередной нюанс. Людей-то обучат, только первая помощь не сводится лишь к тому, как правильно уложить и перебинтовать. Иногда требуется срочный прием лекарственных средств — валидола, нитроглицерина, обезболивающих и гипотензивных средств. Скажите, кто все это носит в своей сумочке? Ни один человек в здравом уме не станет запасаться препаратами на черный день и уж тем более носить тревожный сундучок за плечами. Правильно, это все должно находиться в автомобильной аптечке у каждого водителя. Но в современной интерпретации, кроме йода и нашатырного спирта, из медпрепаратов там не осталось ничего, разве что выросла вариативность бинтов разных размеров. А ведь несколько лет в списке значились нитроглицерин, корвалол, лоратадин, анальгин и даже активированный уголь. Конечно, можно возразить: мол, лекарства находятся в машине и в жару, и в холод, поэтому могут потерять свои лечебные свойства. Не спорю, только в хронике происшествий не было ни одного факта, что кто-то умер от препарата, у которого нарушены условия хранения. 

syritskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter