Почему рабочие профессии в списке самых востребованных

Чтобы состояться, надо попахать

Минтруда и соцзащиты опубликовало списки самых востребованных профессий — отдельные для города и села. В принципе, они схожи: в обоих случаях срочно требуются водители, электрогазосварщики, санитарки и электромонтеры. Есть и некоторые отличия, ведь сельская местность — это агропромышленный сектор, поэтому в дефиците еще и трактористы, операторы машинного доения, животноводы. В целом городу не хватает 12 985 рабочих, а селу — 5830. Почему так происходит?


Важно отметить, что не только рабочих рук не хватает — сложился некоторый дефицит специалистов: в городе 10 442 вакансии, на селе — 2469. Предпочтения разнятся: если в первом случае больше нужны учителя, врачи, библиотекари, бухгалтеры и даже директора, то во втором сельхозпредприятия ищут ветврачей, ветфельдшеров, инженеров и бригадиров.

Нехватку кадров в сельской местности еще можно объяснить: тяжелый труд, ненормированный рабочий день, недостаточно развитая инфраструктура. Кто-то укажет на скромную по нынешним меркам зарплату. Да, она ниже среднереспубликанской. Тем не менее в феврале номинальная в зависимости от вида деятельности составила от 725 до 779 рублей. Понятно, есть те, кто зарабатывает больше, но немало и таких, кто находится за усредненной чертой. Только вот если в 2017-м до 500 рублей зарабатывали в 653 хозяйствах, то в прошлом их количество сократилось до 162. А сколько хозяйств вышли на среднюю зарплату свыше 750 рублей? Если три года назад таких было 63, то в прошлом — 309. Выходит, не все зависит от финансовой составляющей, а корень проблемы глубже.

Резонный вопрос: почему в городе дефицит кадров? Вроде как условия лучше: четкий рабочий график, есть выходные, не нужно спину гнуть сверх нормы. Может, этих специалистов в принципе нет? В профтехучилищах действительно наблюдается спад учащихся. Если в нынешнем учебном году учится 28,4 тысячи человек, то пять лет назад их было на 5 тысяч больше. В учреждениях среднеспециального образования за такой же промежуток времени количество сократилось на 10 тысяч — до 112,5 тысячи человек. Это связано не столько с нежеланием учиться, сколько с рождаемостью: в 2000-м появилось свыше 93 тысяч младенцев, а через пять лет — уже 90 тысяч. Рост наметился с 2006-го. Собственно, приток учащихся следует ожидать через два-три года. Опять же это одно из обстоятельств. Потому что 4 тысячи выпускников профтехучилищ, или 17 процентов от общего количества, получивших направление, в прошлом году не прибыли на первое рабочее место. Схожая ситуация и со средними специальными заведениями: 2 тысячи выпускников, или 10 процентов, также недосчитались работодатели.

Невольно подслушала беседу двух мам на детской площадке. Суть сводилась к тому, что они направят все силы и сбережения, лишь бы их дети выбились в люди. Все бы хорошо, если бы не одно «но». Лет тридцать назад это означало, что ребенок выучится, получит специальность и станет работать на благо страны. Серьезная трансформация понятия произошла, когда интернет и телевидение заполонил контент, рассказывающий не о тех руках, что пахнут хлебом и создают все блага, а пропагандирующий красивую и беззаботную жизнь. 

Согласна, неправильно упрекать родителей, которые стимулируют своих чад к лучшей жизни. Но и они должны понимать: нельзя приучать детей к блюдечку с голубой каемочкой, потому что в реальной взрослой жизни без труда не вытянешь и рыбку из пруда. На пути к хорошей жизни повкалывать придется — не важно, зоотехником, агрономом, столяром, инженером или медсестрой. В противном случае мы сегодня не говорили бы о том, что предприятиям не хватает свыше 800 директоров. Зато сей факт подтверждает: не место красит человека.

syritskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter