Чтобы руки созидали, да и глаза не боялись

Мы порой не сразу принимаем решение, но беремся за дело, несмотря на страх не справиться
Глаза боятся, а руки делают. Эта поговорка известна многим. Мы порой не сразу принимаем решение, но беремся за дело, несмотря на страх не справиться. На этой неделе в синагогах учат, как несколько тысяч лет назад, перед тем как зайти в страну Ханаан, Моисей направил двенадцать разведчиков осмотреть в будущем землю народа Израиля, обещанную им Всевышним.

После 40-дневного осмотра земли разведчики сообщили: страну населяют могучие народы, живущие в неприступных крепостях, и Израиль никогда не справится с ними. Укрепления городов им показались несокрушимыми, а жители страны выглядели гигантами. После подобного заявления и неверия народа в успех исхода из рабства в Землю обетованную Всевышний наказал евреев сорокалетним скитанием. Справедливости ради нужно сказать, что двое из разведчиков — Иехошуа и Калев — не разделили пессимизма оставшихся десяти, как и тех, кто последовал их мнению. И это несмотря на то, что все двенадцать разведчиков видели одно и то же.

Комментаторы Торы дают ряд объяснений, почему большинство разведчиков “распускали дурную молву о стране, которую осмотрели”, о чем мы можем прочесть в книге Бемидбар (Числа, 13—14). Есть мнение, что они боялись расстаться с пустыней и войти в землю Ханаан. Есть даже толкование, что разведчики занимали высокие посты в обществе и опасались, что их власть над израильтянами после прихода в Страну Израиля ослабнет. Однако есть и толкование, что дело не только в боязни изменить место, но и во времени. Разведчики отправились в месяц Тамуз (кстати, он начнется в этом году 6 июля), в который, с позиции мистического объяснения этого особого месяца, на мир могут влиять негативные духовные силы, особенно это касается нашего зрения и мировоззрения.

Посланные Моисеем представители двенадцати колен Израиля, скорее, видели только то, что им подсознательно хотелось видеть, а именно ужасы, связанные с Землей обетованной, в том числе большое количество похоронных служб. Поэтому после возвращения в стан они сообщают народу Израля следующее: “Страна пожирает жителей своих” (Книга Чисел, глава 13). Парадокс и в следующем: они увидели не только великанов и неприступные города, что можно списать на неправильную мотивацию и неправильное время, но выводы они строили также нелогичные. Фрукты и овощи огромных размеров они объяснили как причину особого климата с повышенной влажностью и ужасной жарой, при которых могут выжить только могучие и выносливые.

Конечно, размышления об особенности земли и людях, живущих на ней, можно прочитать и у пророка Иехезкеля (Иезекиль, глава 36). И все же, несмотря на все условия, приведшие к неправильным заключениям (будь то влияние месяца Тамуз или неготовность к правильному анализу разведчиков), вывод напрашивается один: глаза боятся, а руки делают. Ведь спустя 39 лет именно тот разведчик, который был уверен в успехе изначально, Иехошуа бин Нун, вошел с народом Израиля в Землю обетованную.

“Не те кадры, не то время, не то везение, не тот путь” — эти и многие другие причины заставляют бояться наши глаза. “Если не мы, то кто; если не сейчас, то когда; не попытаешься, не поймешь” — эти и другие вопросы и утверждения заставляют наши руки что-то делать, и это не редко приводит к успеху. Пусть же Всевышний дарует нам больше вопросов и ответов для того, чтобы руки наши созидали, да и глаза не боялись.

Раввин Григорий Абрамович
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter