Чтобы продать товар, место в торговых сетях надо... купить

ЗНАКОМЫЕ из России, когда гостили у нас, решили прикупить домой белорусских зефира, шоколада, конфет. Но когда заглянули с этой целью в ближайший гипермаркет, были немало озадачены: выбор наших сладостей на полках оказался куда скромнее, чем российских и украинских. Гостинцы из Беларуси все-таки уехали в Питер, а вот обида за «своего» производителя осталась. Но вот хорошая новость: Министерство антимонопольного регулирования и торговли вплотную занялось тем, чтобы сделать путь отечественного товара на полки крупных сетей прозрачным и понятным. И даже закрепить это законодательно.

Нам и невдомек, на какие порой уступки производителю приходится идти, чтобы попасть на прилавок крупного магазина. Не секрет, что торговые сети диктуют жесткие правила. Не нравится? Но за тобой очередь! В этом году в МАРТ четыре белорусские компании уже написали жалобы по этому поводу. В ведомстве убеждены, что место на полках в магазине продавать нельзя, планируют в связи с этим закрепить законодательно обязанность сетей размещать информацию об условиях попадания товаров на прилавки.

ИЧУПП «Смак» 19 лет производит макароны. В компании мне поведали, что торговые сети выкручивают руки — требуют товар отдавать за смешные деньги. В итоге макароны продают с рентабельностью, близкой к нулю. Спасает большой оборот. За лакомое местечко в крупных торговых сетях за 3 месяца попросили 6750 долларов. Для компании сумма неподъемная. Одна торговая сеть поставила условие: если доля продаж компании на рынке меньше 10 процентов, разговор короткий: давай до свидания. Так что для производителей, которые только вышли на рынок, полка гипермаркета — мечта.

На одной государственной кондитерской фабрике тоже сетуют на то, что российские производители могут себе позволить выкупить полку длиной в 5—6 метров в гипермаркете. Им же по средствам лишь 20 сантиметров. Туда попадут всего 2—3 вида шоколадных батончиков, а производит компания 160 товарных позиций. К тому же крупный продавец требует скидку на товар в 20 процентов для своей сети, из них 17 положит в свой карман, покупателю оставит 3. В итоге тот самый шоколадный батончик фабрика отдает в сеть по смешной цене, до корзинки покупателя он дойдет не в самом выигрышном свете.

Четыре года назад под Могилевом стали выпускать первые белорусские подгузники. От одного из руководителей компании слышала еще тогда, как нелегко попасть на свой же прилавок. «Памперсы» и «Хаггисы» всегда на тепленьком местечке, наш импортозамещающий (!) аналог на задворках. Созваниваюсь с компанией снова. За эти годы отвоевали-таки около десяти процентов рынка подгузников. Но не скрывают, что проблема с попаданием на полки в гипермаркеты все так же остра.

Такая ситуация, как мне представляется, не может продолжаться долго. И хорошо, что МАРТ наконец выступил со «слушной» инициативой. Крупным игрокам рынка, которые могут позволить себе даже баснословные суммы за видное место в магазине, пора потесниться. Белорусскому же производителю, которому это не всегда по карману, пришло время дать зеленый свет. Чтобы ситуация, когда в гипермаркетах товары лежат на своих 20 сантиметрах и стесняются вслух о себе заявить, не переросла в «хронический недуг». И чтобы отечественный, в том числе малый, бизнес, о поддержке которого говорят на самом высоком уровне, смог продать то, что произвел.

ostapchuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter