Чтобы помнили

Копаясь в ворохе страниц своей памяти, обильно запорошенных пылью времени, пытаюсь высмотреть в них строчки, которые напомнили бы, когда впервые произошло мое знакомство с белорусским хоккеем. С чего оно началось и каким было?

Перед глазами тут же всплывают картинки молодежного чемпионата мира (январь, 1988 год), который прошел в Москве. Турнир показывало телевидение, и именно тогда я впервые услышал фамилии трех белорусских хоккеистов, которые выходили на лед под советским флагом: вратарь Алексей Щебланов, защитник Юрий Кривохижа и нападающий Андрей Расолько. Сергей Федоров и Александр Могильный составляли тогда ударную силу сборной СССР, но повалить канадскую молодежь, в составе которой блистали неподражаемые Тео Флери и Джо Сакик, нам не удалось — серебро было расценено как неудача. Но именно из этого семечка, полагаю, и пророс мой интерес к хоккею как таковому и минскому “Динамо” в частности.

Далее в памяти — 1990-й год, когда минское “Динамо” провело свой самый успешный в истории чемпионат СССР, сумев закрепиться в десятке сильнейших. Многолетние лидеры советского хоккея и ЦСКА Вячеслав Фетисов, Сергей Стариков, Игорь Ларионов, Владимир Крутов и Сергей Макаров стали первыми ласточками, легально упорхнувшими за океан под приоткрывшийся “железный занавес”, и первенство доживающей свой век страны сенсационно выиграли московские динамовцы. За них я, помню, тоже очень радовался и болел, ведь в молодой и задорной команде Владимира Юрзинова, как раз сменившего Ригу на Москву, блистали на льду минские воспитанники: Олег Микульчик, Александр Юдин, Александр Гальченюк и Андрей Ковалев. Однажды в том чемпионате минчане сумели навязать москвичам настоящий бой, уступив 3:4, но, по большому счету, шансов у нас против той столичной махины не было. Наши тогда вообще очень плохо играли против лидеров, буквально разваливаясь в играх и с ЦСКА (2:10), и с московским “Динамо” (2:8), и с “Химиком” (0:6). Но, несмотря на это, играли как-то отчаянно весело, по-гусарски. До сих пор помню поединок в Москве, в котором наша команда уступила “Крыльям Советов” с феерическим счетом — 7:9, хотя после двух периодов вели — 6:4. Хоккей был безбашенный, но очень искрометный. Заводной.

Это вообще были славные времена, а наша команда подкупала своей молодостью и перспективой. За место в воротах спорил тот самый Алексей Щебланов. В защите играли Олег Романов (19 лет), Юрий Кривохижа (21), Владимир Свито (19), Александр Цыплаков (22), Олег Леонтьев (19), в нападении феерили подающие надежды Александр Андриевский (21), Виктор Карачун (21), Владимир Цыплаков (20), Эдуард Занковец (20), Андрей Расолько (21), Олег Антоненко (18), Вадим Бекбулатов (19), Юрий Файков (20)... Плюс, конечно, старшие товарищи, на которых каркас минского “Динамо” держался фактически на протяжении всех 1980-х: Александр Шумидуб и Владимир Семенов, Дмитрий Ерастов и Игорь Филин, Андрей Дмитриев, Сергей Хаткевич и Михаил Захаров, Вячеслав Черчес и Игорь Бубенщиков. Эти имена до сих пор в памяти, а та зеленая молодежь, которая была брошена в бой под танки и получала такую закалку, о которой сегодня можно только мечтать, впоследствии сделалась оплотом и славой всего суверенного белорусского хоккея. В те времена 20-летние игроки почему-то не считались хрупкими юношами и их появление на льду не сопровождалось бабьими охами о том, что время этих мальчиков еще не пришло, дескать, зашибут ребятишек, надо бы поберечь. Играли, набивали шишки и становились мужиками.

Считается, что на чемпионат мира, который стартует сегодня во Франции, Дэйв Льюис тоже повез довольно молодую команду. Но все в этой жизни познается в сравнении, а в сопоставлении с “Динамо” образца 1989—1990 нынешняя сборная вполне себе зрелый коллектив. Действительно молоды в нем лишь Егор Шарангович, которому 18, 19-летний Павел Воробей и Данила Карабань (20). Еще 22 года Кристиану Хенкелю и 23 — Евгению Лисовцу. Но это по хоккейным меркам — молодость с натяжкой. Остальные — зрелые дядьки, ведь не считать же юношами Дмитрия Коробова (28) или Олега Евенко (26) — во времена СССР эти парни были бы уже одной ногой на пенсии. Да и сам Дэйв Льюис в 20 лет уже провел полный сезон в НХЛ, защищая цвета “Нью-Йорк Айлендерс”. Так что “молодость в спорте” — понятие относительное.

Что получится у сборной Беларуси на нынешнем чемпионате мира — вопрос дискуссионный. В прогнозах единого мнения не наблюдается: разбежка идет от медальных перспектив до вылета из высшего дивизиона. Но очень хочется хотя бы одного: чтобы потом об этом первенстве нам было что вспомнить.

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter