Чтобы помнили

На Военном кладбище в Минске идет реконструкция
На Военном кладбище в Минске идет реконструкция

В редакцию позвонили: на Военном кладбище, мол, творится что–то непонятное и возмутительное. Захоронения разворочены, повсюду кучи мусора. Особо кощунственным звонивший назвал появление рядом с могилами... туалета. Я тут же поехал на кладбище.

На всей территории Военного кладбища — масштабные работы. Работает техника, множество людей снуют с лопатами, ломами, тачками и отбойными молотками. Мастер предприятия «Зеленстрой» Советского района Владимир Фролов рассказал, что они занимаются благоустройством мемориального комплекса. «Мы должны привести в идеальный порядок газоны и территории братских захоронений». Работа, дескать, не главная, «Зеленстрой» здесь субподрядчик. Основную реконструкцию ведут другие.

Прораб Владимир Меньковский представляет генподрядчика — ООО «Новое время». При мне прораб строго выговаривал рабочему: «Халтура здесь не пройдет! Это тебе не частнику ограду делать!» Здесь заказчиком является управление жилищно–коммунального хозяйства Мингорисполкома. А исполнителю предстоит комплексная реконструкция мемориала — обустройство плиткой дорожек и полное обновление обветшавших бетонных надгробий, именных и безымянных, взамен которых устанавливаются новые, из полированного гранита. Пока без табличек, которые укрепят позже. Здесь только братских могил более двадцати, полторы сотни плит, еще около полутысячи погибших солдат лежат по отдельности...

Кроме того, в центре кладбища формируется мемориальная архитектурная композиция, которой прежде не было: площадка, стела, конструкции специального освещения. «Развороченных» захоронений я не обнаружил. Работы, как мне показалось, ведутся с должной деликатностью. Туалет?

Да, на самых задворках, между строительной бытовкой и оградой обнаружилась кабинка биотуалета. «Это нормально! — заметил мастер В.Фролов. — Здесь постоянно работают полсотни человек. Кабина всегда закрыта, ключи — в бытовке. Ненормально было бы без туалета!» Трудно спорить. Кабинка, думается, ни эстетику объекта, ни деликатную его этику никак не оскорбляет.

Есть ли претензии к ходу работ у церкви? Настоятель расположенного здесь храма Александра Невского протоиерей Сергий Куракевич сказал мне:

— Строго говоря, территория кладбища принадлежит городскому хозяйству. За церковью — лишь несколько метров по периметру храма. Но по–человечески могу сказать, что все делается правильно. Военное кладбище нужно было привести в порядок. Живые должны видеть, что государство заботится о павших.

Кстати, крупный планшет с паспортом объекта вывешен, как и положено, на видном месте — возле входа на кладбище от трамвайной остановки. Начало работ — в мае 2004 года, окончание — в мае 2005 года. К большому празднику, юбилею Победы! Разумно, что реконструкцию начали загодя, с большим запасом времени. Значит, обойдется без авралов и халтуры, что было бы оскорбительно для памяти павших.

Уж не знаю, был в том умысел или так совпало... «СБ» не раз писала о недопустимой запущенности иных воинских захоронений. И мне показалось символичным, что реконструкцию Военного кладбища в столице ведет организация с названием «Новое время». Хотелось бы надеяться, что и в других городах и весях Беларуси мемориалы тоже будут своевременно приведены в должный порядок. Если где–то в этом есть сомнения, просим читателей сообщить редакции — пока есть запас времени.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter