Чтобы пазл сложился

О развитии электронного здравоохранения

Электронное здравоохранение в Беларуси планируется создать к 2022 году. В идеале это должны быть хорошо работающие локальные информационные системы во всех медучреждениях, от поликлиник до республиканских научно–практических центров, объединенные в одну глобальную национальную платформу. Пока же компьютер и быстрый интернет имеются далеко не на каждом рабочем месте врача, особенно в регионах. Так что для информатизации, которая проникает в медучреждения на протяжении последних 15 — 20 лет, настало время сделать качественный скачок. То, что процесс пошел, ощутили уже тысячи пациентов, и не только записавшись к врачу через интернет.

В Минске за последние 7 месяцев было выписано 1 млн 800 электронных рецептов — против прошлогодних 300 тысяч. Около миллиона пациентов стали обладателями пластиковых карт медобслуживания. Цифры будут расти: к системе электронного рецепта подключаются регионы. Однако полностью перейти на новый формат пока невозможно, так как выписка льготных рецептов все еще жестко регламентирована в бумажном виде. Нужны изменения в нормативно–правовой базе. Ведь, судя по опыту других стран, именно с электронного рецепта, который выступает объединяющим звеном, начинается построение общей информационной платформы в здравоохранении. Какие же бонусы она даст в итоге пациентам и врачам? Один из главных — единая электронная медкарта, в которой будет аккумулироваться вся информация о здоровье конкретного человека, включая результаты любых исследований, снимки, назначения и прочее. И эта карта станет буквально следовать за пациентом, куда бы он ни обратился за помощью. «Вызвав» ее из общей системы, врач или бригада неотложки, выезжая к человеку, будет знать о нем все. А значит, сможет качественно и оперативно помочь, быстро принять верное решение. Это принесет и экономический эффект, в том числе потому, что исследования не будут дублироваться на разных уровнях, например, в поликлинике и больнице. А в перспективе такой подход поможет обмену информацией и между ведомствами. Например, в Эстонии, система электронного здравоохранения которой считается в Европе одной из лучших, при появлении ребенка на свет в роддоме формируется справка о рождении, которая через систему межведомственного взаимодействия поступает в ЗАГС, и на ее основании сразу выписывается свидетельство.

Мы же пока на стадии развития локальных систем. Их польза видна уже сейчас. Например, по Минску около 80% документации в медучреждениях ведется в электронном виде — учет финансирования, статистика обращений, программа иммунизации и прочее. Минздравом создано несколько крупных цифровых регистров — больных сахарных диабетом, людей с инвалидностью, канцер–регистр и так далее. Они помогают контролировать качество оказываемой помощи, планировать расходы на закупку лекарств, отслеживать состояние здоровья пациентов. В Минске работает мощная телеконсультативная система, через которую ежегодно проходят около 64 тысяч снимков, полученных при рентгеновских, флюорографических, маммографических исследованиях. Благодаря ей поток направлений из поликлиник в онкологические и противотуберкулезные диспансеры снизился на 25%, а экономия составила около 2 млн евро. Но не менее важен и моральный аспект: можно представить себе состояние человека, которого направляют, пусть и для подстраховки, в онкодиспансер... Есть подобные примеры и в регионах. Активно внедряют цифровые технологии и ведут телеконсультации в Гродненской областной клинической больнице, РНПЦ радиационной медицины в Гомеле.

Для того же, чтобы пазл полностью сложился, необходима, по словам заместителя министра здравоохранения Вячеслава Шило, масса работы: и обеспечение всех медучреждений компьютерной техникой и широкополосным доступом в интернет, и единые стандарты для разработчиков информационных продуктов, и сильная переработка нормативной базы, и введение цифровой подписи. Кстати, предполагается, что в будущем ID–карты, выдача которых планируется с 2019 года, постепенно заменят собой карты медобслуживания. Проект модернизации системы здравоохранения, предусматривающий ее информатизацию и создание единой платформы, будет идти как с привлечением средств Всемирного банка (около 65 млн долларов), так и бюджетных. Однако торжество технологий вряд ли возможно без инициативы на местах. Уровень информатизации пока разношерстный: в одной поликлинике могут быть внедрены и электронная очередь, и заказ через интернет талона или выписки из карты, а в другой — только компьютер в регистратуре. Часто это случается из–за прохладного отношения руководства. Но ведь уже понятно: при глобальных переменах в общей системе работать по старинке не получится.

vasilishina@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Виктория, Минск
Так получилось, что обслуживаюсь одновременно в двух поликлиниках. К одной приписана, и терапевт ведет меня там очень давно. Но очереди там дичайшие. Другая - в двух минутах от дома, где сейчас снимаю квартиру. Очередей почти нет, но и некоторых узких специалистов нет. Но не об этом. В одной поликлинике электронная очередь, телевизоры висят, свежий ремонт, компьютеры в кабинетах врачей. Во второй - голяк. Регистратура, стол справок, четырежды теряли мою карту. В очередях люди ругаются чуть не до драки - кто за кем идет. Как такое возможно, если поликлиники находятся на расстоянии двух станций метро друг от друга?
Зоя, Минск
Пока это электронное здравоохранение введут, я, чувствую, состарюсь. Пока что держу дома большую папку - там и мои анализы, снимки, выписки из карты, и мужа, и ребенка. Карты теряются постоянно. Это раз. Во-вторых, анализы, которые сдали в частном медцентре, приходится повторно распечатывать и заносить в поликлинику. Как-то потерялся билетик с флюорографии, так пришлось повторно сдавать, хоть это же вредно, нет? Когда к отцу приезжает скорая, я начинаю копаться в его бумажках, выписанных в больнице, и на пальцах рассказывать историю болезни. Это ненормально. Давно пора ввести единую систему, место, где будет храниться вся информация о здоровье человека. Пациент вообще не должен следить за этими бумажками
Виктор Семенович, 62
Все становится техничным, переходит куда-то в интернет. Но теряется человечность, душевность, которая всегда была у врачей. Если раньше я мог придти к врачу и пожаловаться на недомогание просто, взяв талончик, то теперь, с этими наворотами, помощь получить стало сложнее. Дочка мне купила медицинское обслуживание, чтобы я мог позвонить и записаться быстро к платному врачу. И вот пришел к врачу, а оказалось, что фирма, которая меня страхует, не выслала врачам какие-то бумаги. Забыли попросту. Сидим мы с врачом и ждем, пока секретарша позвонит, выяснит, бумаги эти повторно ей вышлют. Я говорю, может, пока суд да дело, я вам расскажу, что у меня болит? А она мне строго: пока не получу подтверждение, не буду слушать. Вот когда выслали ей бумаги, что все оплачено, так она сразу стала милая, отзывчивая. А без денег - ничего, кукиш с маслом. Разве ж это врач? Грустно, товарищи.
Надежда
Мы  уже потеряли медицину. Модернизация  это хорошо. Плохо, что  молодого врача  совсем не интересует больной. А страшно, когда в приёмное отделение привозят человека с болью в животе, а врач   заворачивает его обратно. А ещё страшней, когда  к несогласному доктор вызывает милицию и его увозят в отделение.Но самый смертельный удар- когда судья становится на защиту чести и достоинства отказавшего в медицинской помощи  врача, и выписывает штраф в 20 базовых величин.  Но уже запредельно и не поддается   никакой логике, что жаловаться на доктора, у которого 14 благодарностей, никто не имеет права. Берегите здоровье. Всех нас ждёт электронный талончик в никуда.  
Виктории,Минск

Объявление в 6-й Минской поликлинике:  "Всех, кто понял смысл жизни, наш психиатр принимает вне очереди...".

Иван г.Кричев
До нашего района цивилизация доходит только сейчас, но обслуживание в поликлинике, а главное компетентность
врачей, оставляет желать лучшего. А еще проблема в специалистах для работы на новом электронном оборудовании,
которым оснастили новый корпус больницы. Половина дорогостоящих аппаратов простаивает из-за отсутствия тех кто
в них разбирается.
Сергей, 55, Могилев
"Пазлы сойдутся или пазлы не сойдутся"  толку не будет,  мы действительно, как тут уже в комментариях сказали, "теряем медицину". Три года наши медики толдычат людям об очередях, талончиках, электронных картах и т.д. Обратите внимания о качестве лечения и речи наше здравоохранение не ведет. Вы понимаете какая страшная участь нас ждет? О лечении вообще за последние года не говорим, а только о талончиках!!!   Негатива масса, но мнение народа о нашей медицине нигде, никто не говорит. И по электронным карточкам вопросы. Ну, как человек если нужно обратится в суд с этой карточкой. Я с человеком разговаривал. У него родственник умер из-за того, что доктор вместо того что б его госпитализировать, выписала таблетки и отпустила домой. ОН домой пришел и умер. Начали судиться, но в карточке того что она ему написала не оказалось. Они в поликлинике все это просто вырвали и выбросили. Ведь все что врачи нынче выписывают они это делают на каких-то шпаргалках, типа записок. Это что документ? А рецепты выписывают только на то лекарство, которое в аптеках отпускается по рецепту. Если будет необходимость как человек докажет в суде, что ему не верно поставили диагноз, а вместе с ним и лечение не верно назначили? Да никак. Такого быть у нас не может попросту. Другой вопрос. Пооткрывали много частных кабинетов по лечению зубов, а карточки именно на для стоматолога нет. Их бы по уму вообще гражданам передать. Сегодня он в одну пошел, а завтра к другому врачу пошел, и все заводят как хотят и что хотят и друг другу никакой информации не передают. Между гос. поликлиниками нет четкой взаимосвязи, что уж про частников говорить. Отстала наша медицина в организационном плане безвозвратно. И то что делают просто бред.  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?