Чтобы не “штопать” озоновые дыры

К 2020 году Беларусь, придерживаясь международных обязательств, должна прекратить использование озоноразрушающих веществ

К 2020 году Беларусь, придерживаясь международных обязательств, должна прекратить использование озоноразрушающих веществ

Некоторые ученые придерживаются мнения, что выбросы озоноразрушающих веществ (ОРВ) могут оказывать на изменение климата даже большее влияние, чем загрязнение атмосферы углекислым газом. Между тем в холодильных установках, на производстве, в торговле и даже у нас дома по-прежнему присутствуют гидрохлорфторуглероды (ГХФУ) — группа озоноразрушающих химических веществ, которые используются в качестве хладагентов, пенообразователей, растворителей, а также в аэрозольных баллонах, огнетушителях и т. д. Их применение регулируется Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, к которому присоединилась и Беларусь.

Каким образом наша страна планирует отказываться от ГХФУ в пользу более безопасных аналогов? Это один из вопросов, которые эксперты обсудили во время установочного семинара нового проекта, финансируемого Глобальным экологическим фондом. Его основной исполняющей организацией является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Из истории вопроса

Беларусь не является производителем озоноразрушающих веществ. Однако, как и многие другие страны, мы использовали ХФУ, а в последние годы — и ГХФУ. Основные объемы ОРВ приходились на изготовление холодильного оборудования, производство теплоизоляционных материалов, их использовали в качестве растворителя для очистки металлических поверхностей в электронной промышленности и для других целей.

— В Беларуси разработана система контроля за охраной атмосферного воздуха и его составной части — озонового слоя, — отметил начальник управления регулирования воздействия на атмосферный воздух и водные ресурсы Минприроды Сергей Завьялов. — Наша страна взяла на себя обязательства по сокращению и прекращению потребления озоноразрушающих веществ и полностью их выполняет.

Беларусь присоединилась к двум крупным международным договорам: в 1985 году — к Венской конвенции об охране озонового слоя, в 1987-м — к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой. В соответствии с последним документом страны с развитой и переходной экономикой, в том числе Беларусь, должны полностью прекратить потребление ОРВ к 1 января 2020 года.

Первый этап сокращения потребления озоноразрушающих веществ в Беларуси прошел в 1996—2000 годах, когда был реализован первый совместный проект с Глобальным экологическим фондом. Финансирование ГЭФ составило 6,9 миллиона долларов, национальное софинансирование — 7,9 миллиона. Главным результатом проекта стало выведение из обращения более 600 тонн ОРВ с одновременным значительным повышением технологического уровня и конкурентоспособности промышленной продукции и внедрением новейшего технологического оборудования на белорусских предприятиях.

Наша страна стала первой на постсоветском пространстве, где был принят закон “Об охране озонового слоя”. В его развитие в феврале нынешнего года была утверждена Стратегия по постепенному выводу из обращения гидрохлорфторуглеродов на период до 2020 года.

Новый этап

Реализовать на практике многие запланированные мероприятия помогут средства, выделяемые Глобальным экологическим фондом в рамках нового проекта “Содействие в реализации ускоренного вывода из обращения ГХФУ в странах с переходной экономикой”. Беларусь получит на эти цели 2,2 миллиона долларов. Проект рассчитан на 2013—2015 годы.

В ходе реализации проекта используемые озоноразрушающие вещества будут заменяться безопасными аналогами. Планируется усилить систему контроля и регулирования за импортом и использованием ГХФУ. Намечен ряд других мероприятий.

Невидимая защита и опасность

Озоновый слой — естественный фильтр, защищающий нашу планету от проникновения опасных ультрафиолетовых лучей. Мы попросили директора Национального научно-исследовательского центра мониторинга озоносферы БГУ Леонида Турышева пояснить механизмы циркуляции озона в атмосфере и узнали, каким образом это вещество может повлиять на здоровье человека.

— Озон, который находится в верхней части атмосферы, защищает нас от жесткого радиоактивного излучения, которое опасно для всех биологических объектов. Кроме того, он влияет на температуру. Наличие озонового слоя не дает слоям атмосферы перемешиваться по всей высоте столба, поэтому ураганы, тайфуны и антициклоны наблюдаются только в нижнем слое атмосферы и не распространяются в более высокие слои. Благодаря этому они достаточно локальны и не принимают глобальных губительных масштабов. Изменение толщины озонового слоя может оказать влияние на эти процессы.

А вот озон, который находится у поверхности земли, может представлять угрозу для человека, он относится к веществам первого класса опасности и в определенных концентрациях более ядовит, чем синильная кислота. Благо повышенные концентрации приземного озона в Беларуси наблюдаются довольно редко. Это обычно происходит в хорошую погоду, когда на протяжении нескольких дней над территорией страны находится антициклон.

Кстати, лампы ксероксов и сканеров, излучающие ультрафиолет, одновременно образуют и озон. Поэтому их надо экранировать, помещения с такой техникой должны быть оборудованы хорошей системой вентиляции. Если вентиляция плохая, уровень озона в помещении повышается, что достаточно вредно для находящихся в нем людей.

Ликбез “НГ”

Где применяют ГХФУ?

В 2005 году по заказу Минприроды РУП “БелНИЦ “Экология” провело оценку сложившегося на тот момент в Беларуси уровня потребления озоноразрушающих веществ, в том числе ГХФУ. Выяснилось, что ориентировочный годовой объем потребления ОРВ (в основном ГХФУ) составлял 180—200 метрических тонн. Как показали результаты анализа, озоноразрушающие вещества в нашей стране использовались в основном в холодильном оборудовании и системах кондиционирования воздуха, а также в некоторых производственных процессах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter