Чтобы не был чиновник мытарства виновник

О терпеливости нашего народа можно слагать легенды. Не так давно в ходу был даже такой анекдот: заходит мужчина на прием к чиновнику, а тот, не поднимая головы, заявляет: “Еще раз сунешься ко мне в кабинет — повешу!” — “Хорошо, — испуганно соглашается проситель. — А веревку свою приносить или учреждение выделит?”. В каждой шутке, говорят, есть доля правды. Один из наших читателей в отчаянии написал в редакцию: “Когда же бюрократы перестанут вить из нас веревки? Порой вместо “одного окна” приходится пройти 10 дверей, никто ни за что не отвечает и делать ничего не хочет”. Как найти управу на безответственного бюрократа и заставить его повернуться лицом к людям? Порядок в этом деле должен навести Указ Президента № 498 “О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц”. Он четко регламентирует, куда и с какой проблемой обращаться, как долго ждать ответа.За разъяснениями его положений “НГ” обратилась в Министерство юстиции, к начальнику управления правового регулирования социальной деятельности государства Галине ПОДРЕЗЕНОК.

— Галина Петровна, указ предусматривает “качественно новые подходы” к работе с заявлениями, предложениями, жалобами белорусов. Какие принципиальные изменения нас ожидают?
— Прежде всего кардинально меняется сам порядок рассмотрения заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Все жалобы и обращения подлежат рассмотрению в первой инстанции, то есть в сельсоветах, отделах милиции, ЖЭСах, исполкомах и так далее. Если вопрос относится к исключительной компетенции определенной организации, то она и должна заниматься его решением. К сожалению, сегодня подавляющее большинство наших граждан предпочитает искать правду в высших эшелонах государственной власти, в том числе в Администрации Президента. Почему? Потому что во многих случаях местная власть работает пока еще неэффективно, и часто вместо решения конкретной проблемы люди сталкиваются с равнодушием и чванством местных чиновников.  
Обращается, к примеру, немощный одинокий пенсионер к председателю сельсовета с просьбой починить ему крышу. А тот в ответ: “Не могу, нет у меня ни денег, ни стройматериалов, ни рабочих, и больше ко мне не ходи”. Вот и пишет отчаявшийся гражданин во все вышестоящие инстанции.
Хотя этот председатель в рамках своих полномочий обязан принять все необходимые меры для удовлетворения обоснованной просьбы. Не можешь решить проблему сейчас, объясни, когда это будет сделано, кто должен этим заниматься.
Как правило, люди обращаются по тем вопросам, которые можно и нужно решать на местах. Это касается, к примеру, жилищно-коммунального хозяйства, торгового и бытового обслуживания, начисления пенсий, соблюдения трудового законодательства, недоделок в строительстве, земельных отношений. Согласитесь, обращения не по адресу трудно удовлетворить.
— В какой срок должны рассмотреть мое обращение?
— Отреагировать на жалобу чиновники должны в течение пяти дней. Если ваш вопрос не входит в сферу деятельности данной организации, то она в пятидневный срок со дня регистрации обращения должна направить его в компетентные структуры и уведомить вас об этом.
— Что делать, если ответ меня не устраивает?
— В таком случае вы вправе обжаловать его в вышестоящем государственном органе, решение которого в свою очередь может быть обжаловано в суде. Игнорирование или волокита дела может обернуться для должностного лица серьезным дисциплинарным наказанием, вплоть до отстранения от должности.
— Иногда люди просто не знают, к кому им следует обращаться для решения проблемы. Где можно получить такую информацию?
— С этой целью утверждается специальный перечень государственных органов и иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений граждан в различных сферах жизнедеятельности. Он будет вывешиваться на видном месте. Кроме того, вводится единый день приема граждан по личным вопросам. Все руководители местной вертикали власти — от сельсовета до облисполкома — будут принимать граждан в среду.
— Насколько этот указ защищает права юридических лиц?
— Обращения юридических лиц  и  индивидуальных   пред-принимателей, а также обращения средств массовой информации рассматриваются в том же порядке, что и обращения граждан.
— Когда начнут действовать новые правила?
— Указ должен вступить в силу в январе будущего года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter