МАРТ: вопросы насыщения внутреннего рынка социально значимыми товарами находятся на постоянном контроле

Чтобы на прилавке все было в порядке

Огромная эмиссия и политика количественного смягчения, которую активно проводили ключевые мировые экономические центры, сначала взвинтила биржевые котировки (инфляция активов), потом — сырьевые, а сейчас «перетекает» в бытовую инфляцию. Она бьет рекорды в США, ЕС и экспортируется в другие государства. Рост цен всегда важная проблема, лежащая на границе экономики и социальной ответственности, стабильности государства. Внешняя конъюнктура провоцирует высокую вероятность формирования различных спекулятивных схем. Для их исключения и минимизации и вводятся те или иные меры по регулированию внутреннего потребительского рынка. Но надо понимать: такие решения вынужденные. И временные. Не все и всегда их поддерживают (бизнес часто относится к ним с сомнением), но именно такие меры позволяют поддержать на рынке стабильность, которая крайне важна и производителям, особенно в долгосрочной перспективе. О ситуации на внутреннем рынке, мерах по его стабилизации «Р» рассказал первый заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец.


Цены — на карандаш

— В настоящее время в стране временное ценовое регулирование осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2021 г. № 100 «О временных мерах по стабилизации цен на социально значимые товары первой необходимости» (далее — постановление № 100), а также постановлениями Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 1 сентября 2021 г. № 59 «О регулировании цен на социально значимые товары» и от 20 сентября 2021 г. № 60 «О регулировании цен на социально значимые товары». Так, нормами постановления № 100 введено ежемесячное ограничение изменения уровня цен не более 0,2 процента или в размерах, согласованных Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Респуб­лики Беларусь. В свою очередь постановлениями № 59 и № 60 регулируется порядок формирования цен на социально значимые товары (СЗТ) по всей цепочке товародвижения от производителя (импортера) до потребителя. 

На фоне сохранения негативных тенденций на внешних рынках действующее регулирование направлено в первую очередь на недопущение завышения цен на фоне спекулятивного спроса. Следует отметить, что комиссией неоднократно принимались решения о возможности изменения цен на СЗТ выше установленных ограничений, учитывая экономическую обоснованность указанных изменений, за счет роста мировых цен на товары, которые не производятся либо производятся в недостаточном количестве в республике, а также роста цен на импортное сырье, используемое отечественными производителями при производстве СЗТ. Такие решения позволяют не допустить сокращения ассортимента товаров, переориентации производителями поставок на экспорт, ухудшения финансового состояния предприятий.

Действующее регулирование направлено в первую очередь на недопущение завышения цен на фоне спекулятивного спроса.

Также следует отметить, что, несмотря на введенное регулирование, в стране сохраняется диспаритет цен с Российской Федерацией (в Беларуси они ниже. — Прим. ред.), по оценке МАРТ, на уровне 8—10 процентов. Учитывая данный факт, риски «народного экспорта» потребительских товаров являются минимальными. МАРТ на постоянной основе проводится анализ насыщения потребительского рынка СЗТ, на основании которого можно сделать вывод о замене ассортимента товаров в связи с изменениями потребительских предпочтений.

Ориентир — спрос и конкурентоспособность

— Гарантией обязательного наличия в торговых объектах необходимых для потребителей товаров является действующий механизм ассортиментных перечней товаров. Перечни товаров, подлежащие включению субъектами торговли в ассортиментные перечни товаров для различных видов и типов розничных торговых объектов, утверждены постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Респуб­лики Беларусь от 19 ноября 2019 г. № 74 «О перечнях товаров». 

Гарантией обязательного наличия в торговых объектах необходимых для потребителей товаров является действующий механизм ассортиментных перечней товаров.

Поставка товаров осуществляется на основании договоров, заключаемых между организациями торговли и производителями. В рамках существующей конкуренции отечественных производителей организации торговли ориентируются прежде всего на покупательский спрос и конкурентоспособность продукции. Статьей 27 закона МАРТ как орган государственного управления не вправе понуждать субъектов торговли, субъектов общественного питания, поставщиков товаров к заключению в приоритетном порядке договоров, предусматривающих поставки товаров, с определенными контрагентами, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, а также осуществлять иные действия, которые могут иметь результатами ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам субъектов торговли, субъектов общественного питания, поставщиков товаров или физических лиц.

Увеличение продажи отечественных товаров является важным направлением для развития экономики любой страны. По нашему мнению, в первую очередь это должно быть взаимовыгодное сотрудничество производителей и субъектов торговли, взаимная заинтересованность в увеличении продажи белорусских товаров. Основные усилия оте­чественных производителей должны быть направлены на снижение себестоимости и повышение качества производимой продукции, а также активную ее продажу на внутреннем рынке. Вопросы насыщения потребительского рынка социально значимыми товарами находятся на постоянном контроле МАРТ. 

В случае появления проблемных вопросов по наличию в продаже товаров МАРТ принимаются оперативные меры.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter