Чтобы минский подшипник был самым прочным в мире

Листая страницы истории Минского подшипникового завода накануне шестидесятилетия, можно отметить важнейшие вехи его развития. 1951 год — начат выпуск шариковых радиальных подшипников. 1955 год — налажен выпуск карданных подшипников и подшипников для железнодорожного транспорта. В дальнейшем было освоено производство роликосферических, конических, шарнирных подшипников и их модификаций. Минский подшипниковый завод стал предприятием, выпускающим подшипники широкой номенклатуры более 600 наименований по различным конструктивным группам.

Тяжелое испытание перенес завод в 90-е годы прошлого столетия, однако усилиями коллектива устоял в те трудные времена и стал постепенно подниматься. Освоив по программе «Импортозамещение» многие типоразмеры подшипников для предприятий Республики Беларусь, стал надежным поставщиком своей продукции крупнейшим конвейерным предприятиям: МАЗу, МТЗ, борисовскому заводу «Автогидроусилитель» и другим.
С 2001 года завод стал сдавать свои позиции. В ту пору он не то что был не на плаву, а в любой момент мог и вовсе утонуть: долги, производственная неразбериха, кадровая чехарда породили в коллективе уныние и безволие.
Тогда Министерство промышленности приняло решение о назначении нового руководителя. Времени на размышление не было, убытки за 2004 год исчислялись миллиардами рублей (10,1 млрд рублей), кредиторская задолженность превысила 50 миллиардов рублей. Денег не было, металла — тоже, утеряны потребители.
Надо было искать оптимальный путь выхода из кризиса. В создавшейся ситуации пошли, казалось, на радикальные меры — разорвали связи с теми поставщиками сырья и материалов и потребителями, контакты с которыми были неэффективны. В том смысле, что напрочь ушли от бартерных схем и перешли на денежную форму расчетов. Первый квартал 2005 года предприятие сработало плохо — по-прежнему давил дефицит металла. Мало-помалу набирали обороты. Если в январе денежных средств от реализации продукции было получено в сумме 2,8, то в мае — 7,6 миллиарда рублей. Ниже больше не опускались. Добиться этого удалось благодаря подписанию в марте 2005 года программы финансирования между ОАО «МПЗ» и АСБ «Беларусбанк» по увеличению кредитной линии. В 2005 году предприятие сработало с прибылью. В марте 2006 года подписан Указ Президента Республики Беларусь № 160 «О мерах государственной поддержки ОАО «Минский подшипниковый завод», который предусматривает выделение субсидий из республиканского бюджета с направлением их на погашение кредиторской задолженности, образовавшейся до 2005 года, за потребленную электрическую и тепловую энергию и разбронированные материальные ценности мобилизационного материального резерва в сумме 16,7 миллиарда рублей. За период 2005 — первое полугодие 2007 года предприятие погасило за счет собственных средств около 13 миллиардов рублей долгов.
К прогрессу — через испытания
Но в 2007 году предприятию, как и другим, выпали новые испытания — кризисная ситуация с российским газом больно ударила по всей экономике республики.
Несмотря на газовый прессинг с российской стороны, ощутимо сказавшийся на самочувствии столь энергоемкого предприятия, как Минский подшипниковый, коллективу удалось мобилизовать свои усилия и показать неплохие результаты.
В январе объемы производства сравнялись с объемами продаж. В этом месяце, всегда считавшемся одним из самых трудных, завод стартовал вполне обнадеживающе. По сравнению с отгрузкой продукции в январе 2006 года фактическая реализация подшипников увеличилась на 121,7 процента. Очень важно было не просто сохранить, а развить набранный темп. По ежемесячным объемам продаж пред-  приятие должно выйти на 12 миллиардов рублей.
Сегодня МПЗ производит продукции более чем на пять миллионов долларов в месяц. Перед коллективом стоит задача увеличить эти объемы. Это не-  простая цель, но здесь считают, что она реальна.
Цифры, прямо скажем, впечатляющие. Но ведь достижения рождаются не на пустом месте. Не последнюю роль в этом сыграет техническое перевооружение завода. Как известно, в самой конструкции подшипников поменять ничего невозможно. Можно сэкономить за счет установки нового оборудования, более производительного и менее энергоемкого. К сожалению, последние два с половиной года покупкой оборудования на подшипниковом заводе не занимались. Не было возможности, так как надо было отдавать долги.
Сегодня есть инвестиционный проект технического перевооружения предприятия до 2014 года. Учитывая, что износ оборудования довольно высок (98 процентов), надо его менять.
Первый шаг — закупка токарного оборудования для обработки колец подшипников. Это обойдется в три миллиона евро. Реконструкция коснется и шлифовального оборудования.
Все эти мероприятия позволят увеличить выпуск ролико-    сферических подшипников, которые приносят заводу наибольший доход. Месячное производство крупной и средней «роликосферички» будет доведено до трех миллионов долларов США.
Выбрана такая стратегия: развивать и совершенствовать выпуск той продукции, которая приносит наибольший доход и востребована на рынке.
Техническое перевооружение Минского подшипникового завода, рассчитанное до 2014 года, оценивается в 132 миллиарда рублей. Будут использованы собственные средства и кредитные ресурсы. Так как сумма, требуемая на техническое перевооружение, очень большая, завод ведет переговоры по дальнейшему финансированию с Министерством промышленности, госструктурами.
Как известно, авторитет предприятия растет благодаря тому, как серьезно коллектив работает над качеством своей продукции. Сегодня на МПЗ качество продукции — определяющий фактор. Минский подшипниковый всегда славился своими изделиями. И сейчас минские подшипники считаются в странах СНГ и других государствах самыми качественными и дешевыми.
Некоторые производители подшипников даже используют товарный знак МПЗ. Очень много подделок идет из Китая, они появляются в России, Индии, Украине, на Ближнем Востоке.
Были случаи претензий к якобы минским подшипникам. Специалисты завода выезжали на место, разбирались. Выяснялось, что это — подделка. К сожалению, выявить «дублера»-изготовителя и предъявить ему претензии очень сложно.
Сегодня подшипники с белорусской маркой на мировом рынке составляют серьезную конкуренцию именитым производителям аналогичной продукции. Например, известной в мире компании по производству подшипников — шведской SKF. От нее и от других лидеров по качеству МПЗ если и отстает, то ненамного, а по кое-каким позициям выглядит лучше. Года два назад на украинских предприятиях, которые выпускают машины для добычи угля и используют в их сборке подшипники разных изготовителей, в том числе и минские, были проанализированы причины выхода из строя этих машин в течение года. Выяснилось, что больше случаев поломки было по вине подшипников компании SKF, а не выпущенных в Беларуси.
Сегодня машиностроители из других стран предпочтение отдают минским подшипникам. Они не хуже, но на 20—30 процентов дешевле. Например, сейчас завод активно поставляет подшипники во Францию, где выпускаются всемирно известные платформы для добычи нефти в море. Сюда МПЗ раньше не продавал свою продукцию, это его новый покупатель.
Подобные примеры можно привести по сотрудничеству с предприятиями Польши, Чехии, Словакии, Индии, Вьетнама, Ирана.
Еще одна деталь. Кроме подшипников завод выпускает товары народного потребления. Это традиционная продукция пред-приятия: топоры, открыватели, зубочистки. Все эти «мелочи» нужны людям. У покупателей нет претензий к товарам народного потребления с маркой МПЗ. К выпуску и топора, и подшипника здесь одинаково ответственное отношение. И хотя в общем объеме доля товаров для народа невелика (их в месяц производится на 56—60 миллионов рублей), ассортимент поддерживается, соблюдаются требования, предъявляемые конструкторами, потребителями.
О социальных  благах, дисциплине и кадрах...
На Минском подшипниковом заводе очень серьезное внимание придается предоставлению людям социальных благ. Пред-приятию удалось сохранить социальную базу, которая имелась: оздоровительные лагеря «Смена», «Белые росы», спортивный клуб «Подшипник», жилищно-эксплуатационное управление и другие объекты. Есть шесть своих общежитий, где для работников предприятия и их семей созданы хорошие бытовые условия.
Сегодня около тысячи тружеников МПЗ стоит в очереди на получение жилья. Руководство завода договорилось с местной властью о строительстве двух домов за счет застройщиков. По крайней мере около трехсот очередников получат в них квартиры.
На предприятии функционируют три столовые, три буфета. В бытовом корпусе недавно открыто кафе. Для удобств людей по их желанию обеды отпускаются в кредит, а их стоимость удерживается из зарплаты.
Создан собственный медицинский цех. 29 июня этого года получена лицензия на осуществление медицинской деятельности. Это улучшит медицинское обслуживание своих работников, уменьшит затраты.
Никто не будет спорить, что в любом коллективе все начинается с дисциплины. Чтобы снизить потери рабочего времени, на заводе оборудуется электронная проходная. Хотя вокруг нее идет много разговоров, дескать, зачем такие затраты, подсчитано, что она окупится уже через полтора года. Кто и когда уходит за проходную во время работы, зачем — все будет учитываться. Электронный учет, несомненно, будет дисциплинировать персонал, в первую очередь руководителей. Это очень важно, так как подчиненный смотрит, как ведет себя мастер, начальник участка, цеха...
Вообще вопросы дисциплины, кадров серьезно беспокоят руководство предприятия. Кадры за месяц не рождаются. Их готовят десятилетиями.
Стоит задача омоложения коллектива. В ближайшее время МПЗ примет на работу сто рабочих из числа выпускников училищ и тридцать — из вузов.
Назрела необходимость подготовки кадров на базе МПЗ. Предприятие уже ведет переговоры с руководством БАТУ об организации на заводе двух кафедр.
С положительными результатами коллектив МПЗ завершил первое полугодие, уверенно начал второе.
Перед коллективом завода стоят нелегкие задачи по выполнению контрольных показателей, доведенных Министерством промышленности, и можно с полной уверенностью сказать, что 60-летие образования Минского подшипникового завода будет ознаменовано высокими трудовыми достижениями.

 Авторитетное мнение Ситуация — стабильная

Валентин ГУРИНОВИЧ, заместитель министра промышленности Республики Беларусь:
— Экономика ОАО «Минский подшипниковый завод» с приходом нового директора Виктора Викентьевича Можджера улучшилась. Рост объемов производства в первом полугодии 2007 года составил 105 процентов.
Хотя ситуация на предприятии стабильная, руководство завода продолжает работу по укреплению экономики, решению социальных вопросов, совершенствует работу с трудовым коллективом, чтобы своевременно реагировать на возникающие вопросы и управлять процессом.

 Актуально Сельский цех завода

Сегодня коллектив МПЗ озабочен не только выпуском подшипников, но и... надоями молока, привесами бычков.
Дело в том, что несколько лет назад предприятию «сосватали» убыточные колхозы — «Домовицкий» Червенского и «Новое поле» Минского районов. Чтобы они не стали обузой заводу, было решено оздоровить там животноводческую и растениеводческую отрасли. За последние два года в это вложено около трех миллиардов рублей. Хозяйствам куплены зерноуборочный комбайн, посевная и другая техника, отремонтированы фермы, благоустроен мехдвор.
Стоит задача объединить два хозяйства в одно крупное производство, определить специализацию для каждого из них с тем, чтобы  наладить переработку молока и мяса, снабжать продуктами заводской общепит.

 Качество Международный уровень

В феврале 2003 года предприятию выдан международный сертификат системы менеджмента качества на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001—2001 сроком на три года.
В июне 2004 года проведена оценка системы менеджмента качества Минского подшипникового завода на соответствие требованиям DIN ENISO 900—2000 и выдан сертификат сроком до 10 декабря 2007 года.
В феврале 2006-го проведена сертификация системы менеджмента качества на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001—2001 в Национальной системе подтверждения соответствия и требованиям DIN EN ISO 9001—2000 в Немецкой системе аккредитации. Срок действия сертификатов продлен до 7 марта 2009 года.
— Международное признание качества выпускаемой продукции, — говорит начальник ОСКС завода В.Скрипченко, — это не только почет, но и огромная ответственность. В условиях рыночных отношений перед нашим коллективом стоит задача выпускать высококачественную конкурентоспособную продукцию для отечественных и зарубежных потребителей.

 Разрешите представиться Кто мы такие и что производим

Александр ПАРХОМЧИК, первый заместитель генерального директора:
— Основная сфера деятельности ОАО «МПЗ» — производство подшипников качения различных конструктивных групп (более 600 типов) в широком диапазоне размеров с наружным диаметром от 16 до 980 мм и весом от 3,5 грамма до 950 килограммов.
В объеме общей реализации подшипниковой продукции по стоимости 35 процентов приходится на Республику Беларусь, 55 процентов — на страны СНГ. В Российскую Федерацию и Украину поставляется соответственно 36 и 14 процентов продукции МПЗ.
Крупнейшим потребителям продукции МПЗ являются машиностроительные заводы, предприятия горно-металлургического и топливно-энергетического комплексов.
С 1992 по 2005 год завод освоил производство более 400 новых базовых типов изделий. Для таких промышленных предприятий, как «Автогидроусилитель», «Амкодор», БелАЗ, «Белкоммунмаш», «Гомсельмаш», МТЗ, МАЗ, МЗКТ и других, МПЗ освоил в том числе по программам импортозамещения производство подшипников новых конструктивных групп: шарнирных, роликовых конических, цилиндрических, сфероконических.
Основу производственной программы и экспортных поставок ОАО «МПЗ» составляют роликовые сферические подшипники. Доля этой конструктивной группы в объеме общей реализации продукции по стоимости составляет около 62 процентов. Предприятие сохранило свою изначальную специализацию по их выпуску и интегрирует ее дальше, расширяя ассортимент выпускаемых изделий.
Интенсивная работа технических, маркетинговых и сбытовых служб МПЗ с потребителями позволила в течение последних пяти-шести лет освоить на постсоветском пространстве производство роликовых сферических подшипников принципиально нового конструктивного исполнения под конкретные условия эксплуатации, а также модернизированных шариковых упорно-радиальных многорядных подшипников серии 128000М. Успешно освоены и внедрены в оборудование металлургических комбинатов роликовые радиальные однорядные тороидальные подшипники серии С2000М.
В 2001—2005 годах подшипниковый завод начал выпускать 128 типоразмеров новых изделий 15 конструктивных групп.
Все новые разработки ОАО «МПЗ» защищены патентами Российской Федерации и патентами Республики Беларусь.
Очень важно, что более      50 процентов роликовых подшипников нового и специального исполнения МПЗ поставляет на машиностроительные предприятия. Это обстоятельство позволяет заводу работать на перспективу.
Оборудование, в котором применяются подшипники новой и усовершенствованной конструкции: вибрационная техника, дымососы, вентиляторы, дробильно-размольное, насосное оборудование, карьерные автосамосвалы, строительно-дорожное и горно-шахтное оборудование, тракторы и бульдозеры, железнодорожный транспорт и другие.
Применение новой и усовершенствованной продукции ОАО «МПЗ» позволяет увеличить надежность и срок службы оборудования ведущих пред-   приятий электроэнергетики, Минтранса, металлургической, горнодобывающей, нефтегазодобывающей промышленности страны, таким как РУП «Беларуськалий», РУП «БМЗ», РУП «МТЗ», Минская ТЭЦ-4, Минский метрополитен, Светлогорское управление буровых работ и другие.
Сегодня белорусские подшипники нового и специального конструктивного исполнения имеют устойчивый спрос на рынке СНГ и дальнего зарубежья. Подобную продукцию другие подшипниковые пред-приятия СНГ сегодня только начинают осваивать — аналогичные минским подшипникам производят лишь западные фирмы SKF и FAG.
Успешно адаптируясь к условиям рынка, ОАО «МПЗ» главным аргументом в борьбе за потребителя считает свою работу в модернизации, освоении и продажах новых типоразмеров подшипников исходя из конкретных условий эксплуатации оборудования и с учетом требований потребителя.

 Отзывы потребителей

ОАО «СеверСталь», г.Череповец Вологодской области. Давний партнер Минского подшипникового завода. С каждым годом увеличивает заказы на продукцию МПЗ.
Из письма на завод:
«На основании стандарта предприятия СТП «Система менеджмента качества. Закупки. Оценка и стимулирование поставщиков» уведомляем вас, что ваше предприятие получило 98 баллов из максимальных 100 и попало в категорию «надежный поставщик».
И.МАЛКОВ, начальник управления материально-технического снабжения ОАО «СеверСталь»

ОАО «Автоваз», г.Тольятти Самарской области Минские подшипники традиционно используются при сборке «Жигулей».
Из письма на Минский подшипниковый:
«Согласно карте учета балльных показателей качества по интегральной оценке ОАО «МПЗ» классифицируется как поставщик «отличный».
Е.ТАРАБАН, начальник дирекции по качеству ОАО «Автоваз»

ОАО «Амкодор», г.Минск Дорожная и другая техника этого предприятия комплектуется подшипниками МПЗ с момента сборки здесь первой машины.
Из анкеты оценки удовлетворенности потребителей:
«Удовлетворены качеством подшипников марки «МПЗ», их конструкцией. Все наши заказы комплектуются и поставляются по указанной номенклатуре на сто процентов. Абсолютно удовлетворяет сервисное обслуживание.
А.КРУГЛЕНЯ, начальник управления внешней кооперации ОАО «Амкодор»

Минский подшипниковый завод приглашает на работу токарей, шлифовщиков, рабочих других специальностей.
Одиноким предоставляется общежитие.
Обращаться в отдел кадров завода.
Наш адрес:
220028, г.Минск-28, ул.Жилуновича, 2.
Телефоны: (375-17) 295-20-22, 238-78-58, 238-78-25.
Телетайп: 252164 «Шар».
E-mail: mpz@mpz.com.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter