Чтобы исполнение обходилось без сожаления

Каким  путем  при  этом  следует  идти?

Каким  путем  при  этом  следует  идти? 

В статье, опубликованной под заголовком  «Исполнение не обходится без сожаления» («ЭС» за 31 октября с. г.), поднималась очень актуальная для хозяйственных судов тема. Речь шла  о проблемах  исполнения судебных решений. Мы проанализировали, как работает в данном направлении Хозяйственный суд Минской области, поведали о том, как проводится совершенствование нормативной базы в сфере исполнительного производства. 

Поучительный опыт в этой области накоплен в судах соседней России. Недавно в Минске побывал первый  заместитель  директора  Федеральной  службы судебных  приставов — первый  заместитель  главного судебного  пристава Российской  Федерации  Сергей САЗАНОВ. Наш корреспондент попросил его рассказать о том опыте, который накоплен в этом направлении в России. 

— Полагаю, —  заметил Сергей Владимирович, — нет необходимости доказывать важность реального исполнения судебного решения. Поскольку если не исполняются решения судов, соответственно не исполняются и законы. 

Система принудительного исполнения, созданная в советский период, стала неэффективной в условиях новой России. Устаревшие нормативно-правовые акты в ходе реформ не могли уже обеспечить наличие рычагов руководства и организации деятельности судебных исполнителей. Возложение функции принудительного исполнения на должностных лиц, состоящих при судах общей юрисдикции, не позволяло осуществлять контроль за их действиями при исполнении решений арбитражных судов. Все это приводило к нарушению прав сторон исполнительного производства. 

Наличие указанных проблем послужило поводом для создания в системе Минюста России службы судебных приставов и принятия в 1997 году федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», которые наделили судебных приставов-исполнителей необходимыми полномочиями, определили порядок и основания их осуществления. При этом развитие в России института государственных исполнителей не остановилось, а, наоборот, продолжилось. Правда, достигалось это путем внесения дополнений и изменений только в некоторые законодательные акты. 

Значение службы судебных приставов постоянно возрастает. Уже в 2001 году, в связи с принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на службу возложено принудительное исполнение постановлений ДПС ГИБДД. С июля 2002 года она начинает осуществлять производство по 11 составам административных правонарушений, исполнять функции дознания по 5 составам уголовных преступлений. 

Немаловажным фактором, повлиявшим на развитие в России службы судебных приставов, оказалась административная реформа 2004 года. В результате ее осуществления служба судебных приставов стала самостоятельным органом государственной власти. 

За время существования Федеральной службы судебных приставов как самостоятельного органа государственной власти наметились положительные сдвиги в повышении эффективности ее деятельности. Подтверждением этому служит увеличение количества успешно завершившихся исполнительных производств. В 2005 году в процентном отношении это составило 53,95, в 2006-м — уже 59,68, а за первое полугодие 2007 года — 64,95 процента.  Зримо прослеживается положительная тенденция. 

Весомых результатов удалось добиться в обеспечении установленного порядка деятельности судов. В 2001 году силами службы судебных приставов выполнено 95,1 процента от общего количества поступивших заявок по обеспечению безопасности в судах. А в 2006 году уже достигнут 100-процентный результат. 

За прошедшее десятилетие в российском законодательстве произошли существенные изменения, нашедшие свое отражение в судебной практике и в практике деятельности судебных приставов-исполнителей. Однако принятый в 1997 году базовый закон, регулирующий вопросы принудительного исполнения, подвергался лишь незначительной корректировке. Кроме того, практика его применения показала, что в нем много недостатков. Необходимо было внести существенные изменения в законодательные акты, регламентирующие процедуру исполнительного производства. 

Для достижения поставленной цели в 2003 году началась работа по созданию новой редакции федерального Закона «Об исполнительном производстве». В октябре нынешнего года новый базовый закон уже подписан президентом Российской Федерации и с 1 февраля 2008-го вступает в законную силу. 

Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» в новой редакции содержит ряд серьезных изменений и дополнений. Можно сказать, что внесенные изменения направлены на повышение эффективности исполнения актов судов и иных уполномоченных органов при максимальном обеспечении прав и свобод граждан и организаций. 

В новом законе впервые закреплены задачи и принципы исполнительного производства, охвачены вопросы, связанные с извещениями, вызовами и сроками в исполнительном производстве. Немаловажное значение имеет то, что в законе четко урегулирован очень важный вопрос: как распределять взысканные денежные средства, если их недостаточно для удовлетворения всех требований, предъявленных должнику. Расширены полномочия судебного пристава-исполнителя в части доступа к информации, необходимой для своевременного исполнения судебных актов и актов других органов. 

Новая редакция нормативно-правового акта, составляющего основу законодательства об исполнительном производстве, содержит и ряд других нововведений, которые, по нашему мнению, являются значительным шагом в развитии исполнительного производства. 

Говоря о такой функции Федеральной службы судебных приставов, как принудительная реализация судебных актов, нельзя отрицать того, что она самым непосредственным образом направлена на защиту прав и свобод человека, а также восстановление нарушенных прав граждан и организаций. Поэтому руководство ФССП России занимает принципиальную позицию о необходимости включения службы в перечень органов, на которые будет распространяться действие федерального Закона «О правоохранительной службе Российской Федерации». Кроме того, дальнейшему совершенствованию подлежит система реализации арестованного имущества должника, в которой служба судебных приставов должна занимать ключевую позицию. 

Предполагается, что правовое положение Федеральной службы судебных приставов не останется неизменным. Развитие службы будет содействовать созданию эффективной системы принудительного исполнения, которая позволит обеспечить защиту прав, свобод и законных интересов граждан. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter