“Чтобы дожить до свадьбы золотой...”

Очередной цикл публикаций нашей рубрики посвящен самому сложному семейному обряду

Свадебный обряд  по сравнению с другими обрядами семейно-родового цикла структурно был более сложным. Он включал в себя двух- или трехнедельный, а в некоторых случаях и более продолжительный предсвадебный период, затем праздновалась сама свадьба и, наконец, следовали послесвадебные ритуалы, которые растягивались практически на весь год. Однако следует отметить, что свадебные события также развивались в соответствии с универсальным ритмом традиционной культуры 0-3-9-40-1 год. Подробное описание многодневного свадебного обряда со всеми его региональными особенностями может стать целью самостоятельного исследования. При этом следует отметить, что в различных историко-культурных регионах (Полесье, Могилевское Поднепровье, Витебское Поозерье, Гродненское Понеманье, Минщина), районах и даже отдельных деревнях и сегодня сохраняются свои обычаи, правила, используются свои свадебные атрибуты. В данном случае мы попытаемся свести в единую систему лишь наиболее общие предписания, запреты и регламентации, которые могут быть использованы нашими современниками, желающими, чтобы их семейное торжество проходило в соответствии с устоявшимися традициями и тем самым положительно отразилось на судьбах новобрачных.
Сватовство
Отправной точкой в развитии многодневного и многоэтапного свадебного ритуала является сватовство. Некогда оно имело очень важное общественное значение, потому что во многом предопределяло не только брачный союз молодой пары, но и последующий характер отношений между двумя объединяющимися родами. Этот первоначальный шаг обычно учитывал социальное положение двух семей, отношение к ним со стороны односельчан, а также общественное признание будущих жениха и невесты, их достоинств — трудолюбия, умения рукодельничать и дружить со своими сверстниками.
Сватовство — это взвешенный и продуманный шаг прежде всего со стороны родителей жениха. Но тем не менее оно всегда таило в себе момент неожиданности, непредсказуемости, возможно, даже неприятного отказа либо со стороны родителей невесты, либо ее самой. Поэтому к нему относились со всей ответственностью, старательно выбирая время дружеского визита и тех людей, которые в нем будут принимать участие. По представлениям наших предков, самым благоприятным днем для сватовства считался четверг. 
Об этой символической приуроченности ритуала сватовства говорит древний обрядовый диалог:
— Когда жениться будешь?
— После дождичка в четверг!
Одной из ключевых фигур в событиях и обрядах предсвадебного периода, а также в ритуале самой  свадьбы являлся сват, который был крестным отцом жениха. Если же по каким-либо причинам его не было или его статус не соответствовал проведению обряда сватовства (овдовел, был разведен, женился во второй раз), то свата выбирали из числа мужчин старше 40 лет, имевшего семью и детей, обладавшего соответствующим общественным авторитетом, способного управлять ходом событий.
С того момента, как сват переступит порог дома будущей невесты, начинался ответственный предсвадебный период. Его смысл сводился к тому, чтобы перебросить связующий мост взаимопонимания, взаиморасположения и взаимоуважения между двумя родами.
Прежде чем выйти из дома жениха, сват становился перед иконой Божьей Матери и читал молитву “Отче наш”, а потом трижды шептал:
“Во имя Отца и Сына и Святого Духа стану я, раб Божий (имя), надену утренний белый свет, застегнусь белыми звездами, умоюсь росой, утрусь алой зарей. Чтоб никто головой не тряхнул, свата не отпихнул. Аминь”.
Обычно сват отправлялся “на заручыны” с буханкой хлеба и бутылкой водки. Сватовство считалось успешным, если в конце застолья мать будущей невесты  выполняла глубоко символический ритуал: в бутылку, принесенную сватом, она насыпала зерно жита, заворачивала в рушник и возвращала гостю, что означало: “Посеянное зерно обязательно прорастет новым колосом”.

В следующей статье: О наиболее оптимальных сроках проведения свадеб.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter